нем. Josef Albers, 19 марта 1888 — 1976 ) — немецкий и американский художник, дизайнер, поэт, теоретик и преподаватель. Центральным фактором в живописи Альберса является цвет; эта особенность перешла ещё от его занятий художественным стеклом. Цвет, по выражению самого мастера, был для него «релятивистским средством искусства».
Один из основных приёмов живописи Альберса — цветовое варьирование неизменяемой формы. Его станковые серии («Цикл скрипичного ключа», конец 1930-х — начало 1940-х годов; «Трансформации схемы», 1948—1952 гг.; «Структурные констелляции», 1953—1958 гг.; и др.) с годами становились все более лаконичными, представляя собой цветовые вариации в пределах одной и той же геометрической сетки. Вершиной его творчества считаются выходившие начиная с 1950 года серии картин маслом, графики и сериграфии под общим названием «Во славу квадрата» (Homage to the Square). В этом цикле главными модулями служат квадраты, как бы «вложенные» один в другой и составляющие разнообразные хроматические «фуги».
В 1963 г. мастер опубликовал теоретический труд «Взаимодействие цветов» («Interaction of Color»), в котором изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как необходимой первоосновы творчества. Альберс никогда не примыкал к какой-либо школе или группировке абстрактного искусства и создал собственный стиль живописи, для которого характерны абстрактная прямолинейность и основные цвета, такие как чёрный и белый. Однако его художественный опыт оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма.
К концу XX века его образы всё чаще воспринималась в качестве ближайшего германо-американского аналога супрематизма К. С. Малевича.