Нестор Энгельке.Нестор Энгельке.
В Центре Курёхина выставка открылась. Про дерево — "Дерево-Искусству. Сопротивление материала". Считаю, вышла она неплохо: работы интересные, художники отличные, команда Центра классная, куратор особенно 😂
Сам себя не похвалишь — никто не похвалит 😁
Ну а теперь, собственно, к делу. То есть к выставке — вы попросили, я рассказываю.
Но для начала явки и пароли раскрываю. Итак ⬇️
1️⃣ Место встречи: Лиговский проспект, 73 (аккурат недалеко от Московского вокзала и Пушкинской, 10), 4 этаж, с понедельника по субботу.
2️⃣ Пароль: Kuryokhin Center (Курёхин Центр).
И никакой магии 😂
Александр Подобед.Александр Подобед.
Поехали. Экспозицию мы формировали исходя из материала — в залах Центра Курёхина масса имен современных художников, работающих именно с деревом или его производными. Например, говорящие сами за себя досочки Федора Хиросигэ с текстом (пирография; "Ты нежно гладишь мои стигматы", "Почему я все еще здесь?", "Тихо едешь, далеко будешь") или ироничный плотницкий арт от Владимира Козина ("Колобок Малевича", "Забей", "Пейзаж с постоянством памяти Сальвадора Дали и головой коня Вещего Олега", "Счастливый конец", "Синий ангел").
Или совсем неироничное, исполинских размеров "Большое колесо времени" Сергея Катрана, которое при сборке сильно потрепало нам нервишки 😅
Сергей КатранСергей Катран
Т.е работы на выставке объединены не каким-то общим содержательным маркером, а самим материалом — это ИСТОРИЯ ПРО КОММУНИКАЦИЮ ХУДОЖНИКА И ДРЕВЕСИНЫ. И ПРО те МЕТАМОРФОЗЫ, которые с ней случаются, когда рука и глаз художника касаются ее "плоти".
Но вот какая штука — вторгаясь в природу материала, бесцеремонно и беспардонно, художники сталкиваются с его сопротивлением.
Работа с деревом — штука не простая, это очень капризный материал, имеющий свою структуру и архитектонику, свою самость. Художникам необходимо либо насильственно видоизменять природу древесины (как это делает, скажем, Вадим Григорьев-Башун, потому что где тут, собственно, дерево?!), либо идти на компромисс — ласкать дерево аки юную барышню в самом расцвете сил (те же Губанова с Говорковым, которые создают некую праформу, показывая, что древесина максимально "открыта" цвету, впрочем, как и слову, но это уже в полной мере Хиросигэ показывает).
Вадим Григорьев-БашунВадим Григорьев-Башун
Вадим Григорьев-БашунВадим Григорьев-Башун
Федор ХиросигэФедор Хиросигэ
Елена Губанова и Иван ГоворковЕлена Губанова и Иван Говорков
Либо окунаться в какой-нибудь славянский эпос (дерево — это все-таки материал русской ментальности), как Нестор Энгельке, например. Мне он видится эдаким Лешим (в славянской мифологии — это дух леса, хозяин леса, воплощение леса), только не в звериной шкуре, а с топором. Такой Леший-дровосек, который обычную строительную доску может легко превратить в стайку акул, например. Или вырубить на ней портрет Пушкина.
Нестор ЭнгелькеНестор Энгельке
Нестор ЭнгелькеНестор Энгельке
В прямом смысле этого слова — авторская техника Энгельке "деревопись". А для пущей драмы еще и над потолком Центра поколдовать — он все-таки потомственный архитектор. И тут вот какая штука получается — в философии есть такое понятие "дихотомический конструкт". То есть Энгельке с одной стороны дерево калечит (укрощает строптивый материал), с другой — освобождает его "из шкафа, из тумбочки, из стены" (цитата самого художника)… из природы.
Но вот что важно. Энгельке сохраняет самость материала — под сколами дерева обнажается внутренняя текстура и энергия древесины (скажу честно и откровенно: портреты литературных деятелей Энгельке из его "Павильона топорного чтения" — то, что мне очень хочется иметь у себя дома).
То, что вырублено топором, не написать уже пером. Или словами делу не поможешь, тут нужен топор 😁
Александр ПодобедАлександр Подобед
Сказ "Про Федота-стрельца, удалого молодца" Леонида Филатова, помните?
"Я — фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отседа
Улететь в любой момент!"
Ну вот представьте себе, что дерево — это тот самый фольклорный элемент, лапти Ивана-дурака из древесного лыка (многовековой эстетический сплав — от языческих идолов и тотемов через ритуальную утварь и домашнюю посуду к христианским распятиям и святым).
И фольклорный элемент этот способен если не улететь, то трансформироваться в любой момент. В фанеру, например, или дсп, или китайские бамбуковые палочки. Это все производные дерева — максимально безликие материалы. Иначе говоря, "изнасилованное" дерево, унифицированное, деперсонализированное, всеядное.
Зато сколько всего из него можно сделать!
Тимур Мусаев-КаганТимур Мусаев-Каган
"Спасителя", например — это такая поп-культурная ирония от Тимура Мусаева-Кагана (фанера — икона, цемент — черный квадрат, Бэтмен — комикс). Или "Вавилонскую башню", которая "Структура информации" называется. Виталий Пушницкий собрал ее из "кирпичиков" дсп и тут не будет никакой изобразительности, только архитектура архитектоника.
Ну а козинский фанерный сюр! Сколоченный просто и грубо, как сарай на задворках деревенского участка — лубочная юмореска в адрес "высокого" искусства… "То-Чаво-вообще-Не-Может-Быть", но есть 😁
Одним словом, приходите! 🤗 У кого есть такая возможность.
Пространство хоть и не большое, зато экспозиция богатая — работы Петра Белого, Александра Шишкина-Хокусая, Нестора Энгельке, Вадима Григорьева-Башуна, Владимира Козина, Сергея Катрана, Ильи Гапонова, Елены Губановой и Ивана Говоркова, Виталия Пушницкого, Федора Хиросигэ, Вадима Михайлова, Даши Фурсей, Тимура Мусаева-Кагана, Анатолия Белкина, Семена Мотолянца, Александра Подобеда и Стаса Багса.
П.С. фотокарточки специально фрагментарные и не все, естественно, интрига-С 😁