«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи

«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи 1489–1490г. Дерево, масло. Размер: 54 × 40 см. Национальный музей, Краков «Дама с горностаем» – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих

1489–1490г. Дерево, масло. Размер: 54 × 40 см. Национальный музей, Краков
«Дама с горностаем» – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих кисти Леонардо (наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой»). У нее весьма увлекательная история и многозначный символизм, свойственный большинству изображений да Винчи.
Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д’Оджоно, Больтраффио, Амброджио ди Предису.
По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога Миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины. Точных документальных подтверждений этому факту нет. Косвенным аргументом принято считать игру слов в названии зверька и фамилии героини портрета, а также в совпадении геральдического символа на гербе Сфорца с горностаем на руках дамы.
Эта картина относится к числу самых красивых женских портретов. Характерный для Леонардо поворот головы в три четверти позволяет зрителям любоваться исключительной красотой лица дамы. Она одета по моде, принятой в то время – чепец из прозрачной ткани по лбу подхвачен особым украшением – ферроньерой, темные волосы пропущены под подбородком, гладко зачесаны и создают своеобразную рамку для нежного лица с мягкими чертами. На даме модное платье с крупным квадратным декольте и разрезными многослойными рукавами. Шею и красивую плавную линию плеч украшает двойная нитка черного жемчуга.
Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой. Руки Чечилии поражают своей тонкостью и изяществом. Жест, которым она прикасается к шубке зверька, утонченный и необыкновенно чувственный. Животное от удовольствия от прикосновений хозяйки, как домашняя кошка, перебирает лапками и выпускает острые коготки.
Полотно достаточно сильно пострадало от многочисленных реставраций и ремонтов. После проведенных современными методами исследований было обнаружено, что под существующим ныне изображением есть еще несколько. Среди них есть вариант, где горностая на картине вообще нет, и такой, где вместо этого зверька на руках у дамы какое-то более мелкое серое животное. Также есть факты, подтверждающие, что первоначальный фон картины был синим, а затем с него исчезло изображение двери или окна за левым плечом женской фигуры.
Достоверная письменная история данной картины прослеживается с конца XVIII века: в 1798 году (предположительно) полотно было привезено из Италии в Краков польским князем Адамом Чарторыйским.
Во время Польского восстания 1830 года имущество Чарторыйских было конфисковано Российской империей, но Чарторыйский отослал картину в Париж, и она находилась в Отель Ламбер, где жил князь и размещалась его коллекция. Внук Изабеллы Владислав, спасаясь от франко-прусской войны, покинул Францию и вернул собрание в Польшу в 1876 году, где в Кракове открыл Музей Чарторыйских, частью которого стала картина.
Во время Первой мировой войны картина для безопасности была отослана в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны она опять была спрятана, но в сентябре 1939 года она попала в руки нацистов.
После оккупации Германией Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть её в свою резиденцию в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.
Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости. Фильм «Ва-банк 3» посвящён вымышленной истории её кражи, а также благородству мошенника, который не может пойти на то, чтобы украсть у родины подобное сокровище.
С мая 2017 года картина находится в Национальном музее Кракова

«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи 1489–1490г. Дерево, масло. Размер: 54 × 40 см. Национальный музей, Краков «Дама с горностаем» – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих

«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи 1489–1490г. Дерево, масло. Размер: 54 × 40 см. Национальный музей, Краков «Дама с горностаем» – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих

«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи 1489–1490г. Дерево, масло. Размер: 54 × 40 см. Национальный музей, Краков «Дама с горностаем» – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих

«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи 1489–1490г. Дерево, масло. Размер: 54 × 40 см. Национальный музей, Краков «Дама с горностаем» – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих

.

Ваш комментарий