Художнику важно профессионально поставить глаз, так же как и певцу — голос. Именно поставленным глазом возможно быстро и правильно уловить цветовые отношения, без которых не возможна живопись.
Цветовые отношения определят три свойства цвета: насыщенность, светлота, цветовой тон или оттенок. Именно эти свойства характеризуют любой цвет.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Полевые цветы".
Вся проблема точного определения цветовых отношений возникает из-за особенностей зрения видеть их поочередно, при этом выделяя тот предмет, на который направлен взор человека. Именно он виден со всеми подробностями, с четкими контурами, с цветовыми и тональными контрастами.
Этот предмет, где сфокусирован взгляд будет казаться самым светлым по тону, ярким по цвету, даже если его локальный цвет мягче. Предметы второго плана всегда воспринимаются сквозь передний план, они будут казаться расплывчатыми и приглушенными. Но стоит только перевести на них свой взгляд, и передний план наоборот потухнет, смягчится.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Старая шелковица".
Из-за этого возникает множество ошибок у начинающих художников. Возникает путаница. Если в процессе работы переводить взгляд с одного предмета на другой, и сравнивать только их, то мы не сможем увидеть действительного зрительного образа, не сможем правильно определить цветовые отношения, а значит, не будет гармонии и цельности в живописи.
Профессиональный взгляд художника отличает то, что он способен смотреть на все предметы одновременно, цельно, не выпуска из поля зрения ни один цвет или тон. Живописец смотрит на всю натуру, что перед ним: передний план, предметы второго плана, фон и дальние планы.
Именно такой взгляд позволит определить, что выглядит в натуре наиболее контрастно и ярко, что светлее, а что уступает по силе тона и цвета. В процессе живописи необходимо каждый тон и цвет писать и видеть одновременно, и сразу же отмечать их отношения.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Вечер на ферме".
Цельно видеть всю группу предметов необходимо даже тогда, когда ведется работа над деталями. Прописывая детали нужно думать об объекте в целом.
Иногда начинающие художники сбиваются с толку, видя, как профессионалы работают от куска или фрагмента. Они не понимают того, что опытные художники в такой манере работы держат все отношения в голове, анализируют и отмечают цветовые отношения мысленно. Для этого нужен опыт, профессиональные умения и поставленный глаз. Неопытные же художники, начиная идти этим путем, попадают часто в тупик.
Локальный цвет предметов – это не то, что видит глаз при построении цветовых отношений. Живописный образ создает только взаимосвязь предметов и всего того пространства, где они находятся. Именно в этой взаимосвязи и рождается сама живопись.
Живопись начинает звучать как музыка, где комбинации цвета то выявляется как главная нота, то подчиняется другой комбинации цвета, и все это соединяется в единый и гармоничный колорит.
Для каждого художника умение видеть цельно и одновременно сравнивая все части — один из самых важных навыков. Без него не получится двигаться вперед. Смотреть на натуру широко и цельно можно и нужно учиться.
Некоторые прищуривают глаз, что позволяет увидеть обобщенный образ без деталей, другие смотрят в видоискатель, рамочку, вырезанную из картона. Мне увидеть все обобщенно, это значит снять очки, и размытость близорукости дает цельную картину окружающего мира. Я редко этим пользуюсь, только когда запутаюсь в больших цветовых отношениях.
Учиться выявлять и выделять из натуры цветовые отношения интересно и можно бесконечно. Это по большому счету и есть живопись.