Чудовища со средневековых икон, гравюр и миниатюр: Монстры и любовные дела

Чудовища со средневековых икон, гравюр и миниатюр: Монстры и любовные дела Миниатюра из старообрядческого сборника. Вторая четверть XIX векаИз книги Д. И. Антонова, М. Р. Майзульса «Демоны и

Миниатюра из старообрядческого сборника. Вторая четверть XIX века
Из книги Д. И. Антонова, М. Р. Майзульса «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа», 2011 год
В «Великом зерцале» содержится следующая история: однажды два монаха повстречали некую женщину, которая хотела исповедаться. Пока один монах принимал исповедь, другой наблюдал, как изо рта дамы одна за другой выскакивают жабы (грехи) и убегают из церкви. От стыда женщина утаила свой главный грех — кровосмесительство, поэтому самая толстая жаба осталась у нее внутри, а все остальные немедленно прискакали обратно. Монах, занятый делом и никаких жаб не заметивший, отпустил грехи и ушел. Но его напарник рассказал об увиденном, и тогда они решили вернуться и помочь грешнице. Увы, было поздно: женщина умерла. Монахи помолились о том, чтобы узнать ее посмертную участь, и тогда несчастная явилась им в кошмарном видении: она сидела «на страшном и лютом змие», два огромных ужа терзали ее шею, два других сосали грудь, нетопыри 
впились в глаза, собаки грызли пальцы, ящерицы кусали голову, а из ушей торчали огненные стрелы. Изумленным монахам она объяснила, что ящерицы посланы ей за то, что при жизни она украшала голову. Нетопыри — потому что стреляла глазами и играла бровями. Стрелы торчат в ушах, ибо она слушала лесть и «сатанинские песни». Змеи терзают груди, к которым она допускала мужчин. Шея страдает одновременно и за украшения, и за объятия. Псы грызут ей руки — ведь она давала целовать их любовникам, а чудовищный змей, на котором она сидит, мучает за «телесную несытую похоть». После этой, уже чистосердечной исповеди несчастная любительница флиртов ускакала в преисподнюю.

Источник

Ваш комментарий