Чудовища со средневековых икон, гравюр и миниатюр: Дракон с человеческой головой

Чудовища со средневековых икон, гравюр и миниатюр: Дракон с человеческой головой Чудо святого Федора Тирона. Икона Никифора Савина. Конец XVI — начало XVII века. Государственный Русский музейВ

Чудо святого Федора Тирона. Икона Никифора Савина. Конец XVI — начало XVII века. Государственный Русский музей
В центре этой иконы — дракон с девушкой на коленях. Правее — змеи: выстроившись как при дворцовом ритуале, они коронуют ее. Внизу герой отсекает дракону человеческую голову. Все это иллюстрирует чудо Федора Тирона — одного из святых, которых на Руси почитали как змееборцев . По легенде, змей перекрыл в одном малоазийском городе колодец и начал продавать людям воду за огромную плату (расплачиваться приходилось скотом — коровами, телятами и баранами).
Однажды прожорливый дракон похитил еще и красивую женщину, но, на его беду, ее сын оказался героем. Звали его Федор. Он спустился в логово змея и понял, что монстр не съел его мать, но, видимо, решил сделать своей женой: другие змеи украсили ее драгоценностями. Федор перебил их всех и главного дракона, спас мать и освободил доступ к воде. Все это изображено на иконе (слева ангел коронует Федора как великомученика: вскоре его казнили за исповедь христианства). Почему же герой отсекает чудовищу не змеиную, а бородатую человеческую голову На самом деле голова показывает родство дракона с сатаной — сочетание звериных и человеческих черт характерно для иконографии демонов — и одновременно его главенство над прочими змеями: у нечистых духов в русской иконографии борода выделяет предводителя среди «простых» бесов.

Источник

Ваш комментарий