Быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Иртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailunИртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailun

Не раз мною высказывался тезис о том, что быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Прескверный нрав был, например, у Достоевского — чтобы не поссориться с ним, лучше всего было с Федором Михайловичем не знакомиться вовсе, а только читать его статьи и романы (и ему приятно, и нервы целы😂). Так сделал Лев Толстой: не встречался с ним лично, но ценил его труд и тексты.

Решила из литературной субботы сделать литературные выходные, поэтому сегодня тоже о писателях.

О вредных великих. Таких, как Николай Васильевич Гоголь, например.

Быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Иртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailunИртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailun

Характер у него был ух! Вот отрывок из письма друга писателя Петра Александровича Плет­нева: "Но что такое ты? Как человек существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы. Может быть, все это и необходи­мо для достижения последнего. Итак, я не назову ни одного из этих качеств пороком: они должны сопутствовать человеку, рожденному для славы… Но как друг что ты такое? И могут ли быть у тебя друзья? Если бы они были, давно высказали бы они тебе то, что ты читаешь теперь от меня".

У Гоголя, по словам Сергея Аксакова, постоянно было два состояния: творчество и отдохно­вение. "Разумеется, все знали его в последнем состоянии, и все замечали, что Гоголь мало принимал участия в происходившем вокруг него, мало думал о том, что говорят ему, и часто не думал о том, что сам говорит…"

Быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Иртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailunИртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailun

Кредо писателя — скрытность и недоверчивость, которая в общении с незнакомыми или несимпатичными ему людьми принимала довольно оскорбительные формы. Например, обыкновенно разговорчивый, веселый, остроумный с друзьями, Гоголь сразу съеживался, стушевывался, заби­вался в угол, как только появлялся какой-нибудь посторонний, и посматривал из своего угла серьезными, недовольными глазами.

Или просто сбегал (ну или уходил по-английски, тут как угодно). Или, мое любимое, притворялся спящим. 😂

Оп-мизантроп.

Быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Иртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailunИртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailun

А еще он был очень капризным. Вполне себе стандартной была ситуация, когда Гоголь, бывший в гостях (конечно, у друзей), приказывал по нескольку раз то приносить, то уносить стакан чая, который никак не могли ему налить по вкусу — чай оказывался то слишком горячим, то крепким, то чересчур разбавленным; то стакан был слишком полон, то, напротив, Гоголя это особенно сердило, налито слишком мало (конечно, не гостеприимно😂).

А еще Гоголь был лгун. Лотман пишет так: "Вершиной романтического искусства считалось стрем­ле­ние открыть перед читателем душу и сказать "правду". Вершиной гого­лев­ского искусства было скрыть себя, выдумать вместо себя другого чело­века и от его лица разыгрывать романти­ческий водевиль ложной искрен­ности. Принцип этот определял не только творческие установки, но и его быто­вое поведение…"

Быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Иртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailunИртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailun

Вот, например, письмо к матери от 4 января 1832 года. Здесь Гоголь очень в духе Хлестакова: "Скажите мошеннику полтавскому почтмейстеру, что я на днях, видевшись с кн. Голицыным, жаловался ему о неисправности почт". В чем тут подвох? Гоголь не был знаком с князем Александром Николаевичем Голицыным, занимавшим при Николае I пост главноуправляющего почтовым департаментом (конечно, это все написано устрашения ради, но и мистификации для).

Гоголь вообще систе­матически мистифицировал своих корреспондентов: то, нахо­дясь в России, писал как бы из-за границы, то выдумывал несуществую­щие де­тали… то изощренно и остроумно (а этого у писателя не отнять) играл словами.

Вот вы знали, что любимым кушаньем Николая Васильевича был гоголь-моголь? Он часто, смеясь, так и говорил: "Гоголь любит гоголь-моголь".

Быть хорошим художником, в том числе и слова, не обязывает быть хорошим, приятным человеком.

Иртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailunИртан Атай; инстаграм @failunfailunmefailun

И его гоголь-моголь очень от слова Гоголь (простите за каламбур, но так и есть; сейчас поясню).

Писатель страсть как любил козье молоко. Его он варил сам особым способом, добавляя туда ром, который всегда возил с собой. Это Гоголь и называл гоголь-моголем (никаких яиц с сахаром).

Наверное, самая безобидная игра слов гения Николая Васильевича.

источник

Ваш комментарий