Был у нее такой грешок — она любила гениев, но не любила евреев. Но гениев-евреев любила, потому что гении.

Был у нее такой грешок - она любила гениев, но не любила евреев. Но гениев-евреев любила, потому что гении.

Изощренная женская логика 😂

Вообще, АЛЬМА ШИНДЛЕР-МАЛЕР-ГРОПИУС-ВЕРФЕЛЬ (1879-1964) — женщина парадоксальная.

Она была супругой композитора Густава Малера, архитектора Вальтера Гропиуса и писателя Франца Верфеля.

А между делом любовницей композитора Александра Цемлинского, биолога-ламаркиста Пола Каммерера, пианиста и дирижера Осипа Габриловича, художника Оскара Кокошки.

Среди ее близких друзей были журналистка Берта Зукеркандль, философ Зигмунд Фрейд, писатели Томас Манн, Генрих Манн, Лион Фейхтвангер, композиторы Арнольд Шенберг, Франц Шрекер, Леонард Бернстайн, дирижеры и композиторы Бруно Вальтер и Отто Клемперер, театральный и кинорежиссер Макс Рейнхардт… а еще Леонард Бернстайн, Бенджамен Бриттен, Франц Теодор Чокор, Эжен д’Альбер, Вильгельм Фуртвенглер, Герхарт Гауптманн, Гуго фон Гофмансталь, Макс Рейнхардт, Карл Цукмайер, Юджин Орманди, Морис Равель, Ганс Пфицнер, Альбан Берг, Эрих Мария Ремарк, Бруно Вальтер, Рихард Штраус и Игорь Стравинский.

И при этом она всю жизнь оставалась убежденной антисемиткой (в ее дневниках полно антисемитских интенций) и поклонницей Гитлера (свою дочь Манон от нееврея Вальтера Гропиуса она считала чистой арийкой, а детей от Малера и Верфеля — полукровками, ибо рождены они от еврейского дегенеративного семени).

Был у нее такой грешок - она любила гениев, но не любила евреев. Но гениев-евреев любила, потому что гении.

И, вместе с тем, она всю жизнь помогала и поддерживала художников и деятелей культуры, а когда в Австрию пришли нацисты, спешно увезла своего самого любимого мужа-еврея (Верфель) подальше оттуда — сначала в Италию, потом в Париж, затем в Штаты (в жизни Альмы он появился еще до развода с Гропиусом, был младше ее на 10 лет, а после официального супружества написал свой лучший роман "Сорок дней Муса-Дага"). С собой в Новый Свет Альма, к слову, притащила, в прямом смысле этого слова, ибо бежали пешком, чемоданы с рукописями партитур и письма своего первого супруга еврея Густава Малера (помогали ей волочить чемоданы друзья — Генрих Манн, племянник Томаса Манна Голо и Марк Шагал).

Да-да, по иронии судьбы ее всю жизнь окружали евреи.

В 1942 году, когда они с Верфелем прибыли в Лос-Анджелес, Альма Шиндлер-Малер-Гропиус-Верфель говорила всем, мол, тот, кого нельзя называть supermen, а союз стран антигитлеровской коалиции слаб и дегенеративен. И вообще, правда и торжество власти за белокурыми арийцами. Верфель ее очень любил и многое прощал, в том числе и антисемитские наклонности, но, говорят, услышав такое был вне себя от ярости. А когда после всех этих красноречий Томаса Манна спросили, как он может все еще ходить к ней в гости, тот ответил довольно просто: "Она кормит меня вкусными куропатками, которых я очень люблю".

Не стоит сразу готовить крест и огонь для этой неоднозначной женщины. Она никогда не была нацистской, но была на стороне немцев и против евреев (хотя всю жизнь преимущественно евреев и поддерживала). И тому есть несколько причин.

1️⃣ Она родилась и выросла в Вене. Что есть Вена первой половины ХХ столетия? Центр всего самого передового: психоанализ, альтернативная музыка, модернистская литература…и антисемитизм (бестселлером того времени была книга Дюринга "Еврейский вопрос"). Ее первый муж Густав Малер, как и практически все евреи того времени и места действия, желающие продвинуться по карьерной лестнице, переходили в христианство (оп, и должность главы Венской королевской оперы у тебя в кармане).

2️⃣ Ее отчим Карл Моль и влюбленный в нее Макс Бурхард (директор венского театра) были страстными антисемитами. Более того, именно Бурхард стал ее литературным гидом — именно он подсунул ей Ницше, а еще Платона, Рильке и Демеля (к вопросу о том, что дамочка наша была совсем не глупа). И они оба всячески отговаривали ее от каких либо контактов с евреями и от брака с Малером. А еще именно Моль запретил ей, совсем еще юной девушке, встречаться с Александром Цемлинским, у которого она брала уроки музыки. Потому что он был еврей (отчим ее, к слову, вступил в НСДАП, а в 1945 году застрелился).

Чтобы вы понимали всю максимальную степень парадоксальности этой леди — к ее 70-летию торжественное общее поздравление подписали 77 выдающихся деятелей культуры, несмотря на ее воззрения.

Альма Шиндлер-Малер-Гропиус-Верфель — муза с нюхом собаки-ищейки, которую в народе прозвали "вдовой четырех искусств" (будучи женой композитора, архитектора и писателя, она была той самой невестой ветра художника Оскара Кокошки). Густав Малер умер в 51 год, Франц Верфель – в 55, Гропиус не умер — выжил, потому что быстро развелся, а Кокошка прожил до глубокой старости, потому что вообще на ней не женился 😂

Был у нее такой грешок - она любила гениев, но не любила евреев. Но гениев-евреев любила, потому что гении.

Точнее, это она за него не вышла. История, скажу я вам, ух. А случилась она аккурат перед замужеством с Гропиусом.

Дело было так. Еще, когда Малер был жив, Альма закрутила роман с Гропиусом (Малер об этом узнал, обратился за помощью к Фрейду, перестал быть деспотом, но вскоре умер от проблем с сердцем). И связь эту она вроде как не обрывала, но неожиданно на ее пути встретился Оскар Кокршка ну и закрутилось.

Кокошка очень любил Альму. Очень. Неистово, болезненно, до слюновыделения, так сказать. Любовь эта была отчаянной и страстной, и слишком безумной для нашей барышни. Например, он изводил ее истериками и подозрениями, задыхался, когда ее не было рядом, написал ей более 400 писем и постоянно рисовал ее (картина "Невеста ветра" как раз о ней).

Быть тотемным "животным" — мало приятный статус, который Альму не сильно вдохновлял (в скучном союзе с Малером она была домохозяйкой, за обедом говорить не разрешалось, ибо господину композитору могла прийти в голову светлая мысль или виртуозная мелодия, но все же такого накала страстей не было). Поэтому Альма вскоре (отношения продлились 3 года) от Кокошки сбежала, да так быстро, как гонится за добычей гепард. Алкоголем делу не поможешь, тут нужен топор. Кокошка пошел на фронт (Первая Мировая война). Там его серьезно ранили: в одном из сражений ему прострелили голову, добив штыком — проткнули легкое. Он попал в плен, потерял память, скитался по госпиталям… чудом выжил.

А вместе с ним выжила и болезненная страсть к Альме. Топор оказался туповат. Так появилась на свет тряпичная кукла Альма (Кокошка заказал мюнхенской художнице Гермине Моос копию своей бывшей возлюбленной), которую художник будет любовно наряжать в кружева и шелка, водить с собой в оперу, на светские мероприятия Вены… и в постель.

А потом он отрубил ей голову, потому что идеальные отношение, знаете ли, изматывают 😂 (но не стоит грустить — художник прожил долгую жизнь, 94 года, и последние 30 лет провел в полном уединении в домике в Швейцарии с женой Ольдой Палковской и писал кузнечиков на берегах Женевского озера).

Был у нее такой грешок - она любила гениев, но не любила евреев. Но гениев-евреев любила, потому что гении.

Альма Шиндлер-Малер-Гропиус-Верфель умерла 11 декабря 1964 года в Нью-Йорке от последствий (воспаление легких) сахарного диабета, который, по ее мнению, был еврейской болезнью и не мог грозить ей, арийке.

Арийке, которая так не любила, но любила евреев.

Кино про нее тоже есть — фильмы Кена Рассела "Малер" 1974 года и Брюса Бересфорда "Невеста ветра" 2001 года.

Был у нее такой грешок - она любила гениев, но не любила евреев. Но гениев-евреев любила, потому что гении.

источник

Ваш комментарий