Судьба живописца-затворника, прославлявшего «блаженное ничегонеделание», была незавидной – его отвергла и художественная среда и собственная семья…
Систематического художественного образования John William Godward (1861-1922) не получил. Сэр Лоуренс Альма-Тадема сделал его своим протеже, однако работы Годварда несколько отличались от общепринятых. Этого художника-неоклассициста причисляют к «Мраморной школе», однако стиль его живописи не вполне соответствует канонам викторианского академизма.
Практически все его работы представляют изображения женщин в античных драпировках среди мраморных террас и растений. Именно одержимость прекрасными итальянками погубила британского художника.
Джон Уильям Годвард был очень замкнутым человеком. Он много работал, много участвовал в выставках, но стеснялся заводить новые знакомства и даже старательно отгораживался от людей. С годами затворничество художника все росло. Ему казалось, что достаточно просто отдавать всего себя творчеству. Работая с утра до ночи, он создавал по пятнадцать работ в год и, в общем-то, его постоянный агент сбывал их довольно удачно, но для прессы и коллег Годвард постепенно становился невидимкой.
«Античные» картины Годварда обрели определенную популярность, в Британской империи многие состоятельные люди интересовались культурой другой империи – Римской, неоклассицизм был в моде.
Однако в начале 1910-х годов спрос на картины Годварда существенно снизился, и он принял решение покинуть охладевшую к нему Англию. Он перебрался в Италию, где получил признание и известность. К тому же в Риме у него была возлюбленная.
Имя этой девушки неизвестно, художник не состоял с ней в браке. Сожительство Годварда с натурщицей из бедной семьи окончательно отвратило от него родных.
В 1921 году Годвард вернулся в Англию. Родина встретила его разгромной критикой. Академисты называли его пресным подражателем Альма-Тадемы, другого модного неоклассика, бессмысленным, буржуазным… У него начались серьезные проблемы со здоровьем, начиняя от язвы желудка (в зрелые годы его недельный рацион составлял один горшок рагу с говядиной – в те времена, когда хранение продуктов представляло определенную трудность) и заканчивая депрессией.
Художника угнетала не только бедность и критика. Его пугало появление нового искусства, и больше всех Годварда огорчала популярность Пикассо. «Мир слишком тесен для меня и Пикассо» — говорил он. Мать так и не простила его за «бегство к нищей итальянке». Ей пришлось пережить сына на тринадцать лет. После его самоубийства она уничтожила практически все воспоминания о нем – фотографии, письма, документы… Братья Джона сожгли, по-видимому, почти весь его римский архив – наброски, этюды, множество работ.
После смерти Годвард был забыт на полвека. Начиная с семидесятых годов, его популярность по всему миру только растет. В 1963 году его работу купил некий санитар скорой помощи Чарльз Смит – поклонник искусства потратил на нее двухнедельную зарплату! А спустя тридцать лет полотна Годварда уже уходили за сотни тысяч долларов…