Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня", 1563. Музей истории искусств, Вена.
Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня", 1563. Музей истории искусств, Вена.

Жанна д'Арк Гогена и Вольтера ➡️ иллюстрации к вольтеровской "Царевны Вавилонской" Кеса ван Донгена ➡️ "Вавилонская башня" Брейгеля напрашивалась сама собой 😁

Мы ее, к слову, недавно и в контексте "Воза с сеном" Босха вспоминали — помните, там, на левой створке триптиха, дьяволы, утилизирующие грешников на разный лад, строят некое корявенькое подобие Вавилонской башней, символу возгордившегося человечества и раздора?

Согласно библейскому сказанию (Книга Бытия), потомки Ноя — те самые, кто выжил после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар (благодатная земля в долинах рек Тигр и Евфрат). Возгордившись, задумали они высокую башню возвести, дабы вознестись до небес, то есть до уровня Бога.

Идея, скажем прямо, рисковая.

Брейгелевский муравейник.

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня", ок. 1563. Музей Бойманса — ван Бенингена, Роттердам.Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня", ок. 1563. Музей Бойманса — ван Бенингена, Роттердам.

Ветозаветный Бог, в отличие от сына своего новозаветного Иисуса Христа, батюшка суровый, с ним шутки плохи. Разгневался он и наслал на них страшную кару — смешал языки, в результате чего люди внезапно утратили возможность коммуницировать и перестали понимать друг друга.

К слову, за языковым хаосом последовало расселение людей по миру — так Библия объясняет мультикультурность.

К вопросу, о мультикультурности. Мотив Вавилонской башни был особенно популярен именно в нидерландской живописи XV-XVI веков. Почему?

Потому что аккурат тогда практически все приморские года, в том числе и Антверпен, стремительно росли (экономический расцвет Голландии и урбанизация) и были наводнены иностранцами. Города ломились от приезжих торговцев и, что самое важное, проповедников, которые активно формировали различные религиозные комьюнити (католики, протестанты, лютеране, анабаптисты). Разумеется группы эти вступали в конфликты. В миру царило чувство суеты, незащищенности и тревоги, ибо одна церковь людей уже не объединяла. По сути, города были тогда той самой разноязыкой Вавилонской башней. Только за первую половину XVI века население Антверпена, а именно там и работал Брейгель, удвоилось (не меньше тысячи из жителей этого города составляли иностранцы). Итог: сильное мультикультурное напряжение. Так что сюжетик этот вырос не из особого интереса к Библии.

Помните, любой художник эпохи Возрождения смотрит именно в свой мир, в свою реальность.

Брейгелевский муравейник.

Вернемся к картине. Вавилонская башня Брейгеля до неприличия огромна. А сколько в ней прелюбопытных деталей! Смотреть не пересмотреть. Все скрупулезно проработано до мельчайших деталей — доскональное знание инженерных тонкостей и максимальная визуализация быта того времени. Поразительно.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Там по реке к стройке подвозятся камни и бревна (точно так же, к слову, строительные материалы доставлялись и в Антверпен, и в любой другой прибрежный город), там мужики отдыхают, там повозка едет… Там лестницы, строительные леса, подъемные механизмы (кран, например, этот, мы видели уже у того же Ханса Мемлинга в его Алтаре Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, 1485-1490. Госпиталь святого Иоанна, Брюгге, и у Питера Пурбюса в "Портрете Яна ван Эйеверве", 1551. Музей Грунинге, Брюгге).

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Питер Пурбюс "Портрете Яна ван Эйеверве", 1551. Музей Грунинге, Брюгге.Питер Пурбюс "Портрете Яна ван Эйеверве", 1551. Музей Грунинге, Брюгге.

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Ханс Мемлинг. Алтарь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, 1485-1490. Госпиталь святого Иоанна, Брюгге.Ханс Мемлинг. Алтарь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, 1485-1490. Госпиталь святого Иоанна, Брюгге.

Брейгелевский муравейник.

Видим мы тут и опоясывающие башню контрфорсы, нужные, чтобы противодействовать боковому распору. Да чего мы тут только не видим! Даже любимый брейгелевский (и мой у Брейгеля) персонаж есть — какающий мужик 😂

Брейгелевский муравейник.

Нашли?)))Нашли?)))

Брейгелевский муравейник.

Брейгелевский муравейник.

Внешне башня похожа на корявый Колизей, т.е задумывалась она как Колизей, но бог разгневался, наслал языковой хаос (кара господня настигла мастеров — строительная логика разрушилась) и в итоге у возгордившегося люда вышел оживленный муравейник, который, кажется, от любого дуновения ветра вот-вот рухнет и погребет всех под своими обломками.

Ассоциации с Колизеем не случайны — Колизей тогда, во времена Брейгеля, был символом гонений на христианство, ибо именно там казнили первых последователей Иисуса. А чем выделяется эпоха художника? Правильно, это эпоха реформации (согласно легенде, 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои "95 тезисов", в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций).

Более того, в левом нижнем углу Брейгель изобразил царя Нимрода и его свиту. Гордый и жестокий Нимрод прибыл к башне дабы проинспектировать ход ее строительства. Каменщики ясное дело упали перед ним на колени — тут все по классике. Впрочем, как и то, что библейский персонаж похож на человека из века XVI — это аллюзии на Карла V, отличавшегося деспотизмом. Именно в эпоху его правления в империю Габсбургов входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Но в 1556 году Карл V отрекся от короны — огромное государство начало распадаться.

Брейгелевский муравейник.

Резюме: Брейгель считал Колизеем-Вавилонской башней империю Габсбургов, которая яростно насаждала католичество и жестоко преследовала протестантов (сам художник был на стороне последних).

Брейгелевский муравейник.

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572

Брейгелевский муравейник.

А вот аллюзия на брейгелевскую вавилонскую башню — город Минас Тирит из фильма "Властелин Колец: Возвращение Короля" 😁 А вот аллюзия на брейгелевскую вавилонскую башню — город Минас Тирит из фильма "Властелин Колец: Возвращение Короля" 😁

источник

Ваш комментарий