Леон Бакст "Автопортрет", 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Леон Бакст "Автопортрет", 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Шаровары, тюрбаны, платья с высоким разрезом, туфли на платформе, яркого цвета волосы (красного можно было добиться с помощью стрептоцида, без париков), обилие прозрачных вставок и низкое длинное декольте пришли в мир моды из театра, и привел их он.
Тот, кто был настоящим селебрити начала ХХ столетия: собутыльник Модильяни, товарищ Пикассо, друг Серова и его же попутчик, учитель Шагала, зять того самого Третьякова.
Он писал Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиду Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседору Дункан. А еще Павлову, Нижинского, Дебюсси и, конечно, Иду Рубинштейн… иллюстрировал "Сатириконъ", росписывал дом Ротшильдов, учил детей из царской семьи художественной грамоте и не мог жить в Петербурге.
Почему? Потому что в те годы не все евреи имели право жить в столице.
Имя его Лейб-Хаим Израилевич Розенберг, но мы и все знаем его, как ЛЬВА БАКСТА, того самого, кем "Париж был опьянен".
И, конечно, всему причина "Русские сезоны" Дягилева, которые Бакст виртуозно оформлял. Представьте себе картину: 1909 год, финальный спектакль в Шатле — "Клеопатра". Полный зал народа. Все ждут балетные юбки украшены лотосами, пирамиды и сфинкса. А получают черных рабов, мумию и практически нагую Клеопатру. Однако, лихо.
Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра" на музыку А. С. Аренского, 1909. Собрание Н. Д. Лобанова-Ростовского, Лондон.Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра" на музыку А. С. Аренского, 1909. Собрание Н. Д. Лобанова-Ростовского, Лондон.
Так началась театральная и модная эпоха Бакста.
Сегодня понедельник и я собрала для вас все самое интересное.⬇️⬇️⬇️
Он родился в 1866 году в Гродно в еврейской ортодоксальной семье. Рисовать начал с младенчества, чем сильно огорчил своих батюшку и матушку — Тора не позволяет изображать людей. На помощь пришел дед, он то и убедил родителей юноши сильно не горевать о пагубном пристрастии мальчугана.
Лейб-Хаим и псевдоним то себе взял, в том числе, чтобы отделиться от традиционной среды (первое — это, конечно, были вопросы дискриминации евреев в то время). Но, он совсем не отказался от корней и иудеем был большую часть своей жизни. Сейчас объясню. Дело в том, что в 1903 году Бакст женился на дочери Павла Третьякова, Любови Третьяковой. Женился с условием — сменит иудаизм на лютеранство. Когда в 1907 году супруги расстались, художник вновь стал евреем (за это его выслали из Петербурга).
Кстати, дед его, долгое время живший в Париже, незадолго до рождения юного Левушки обосновался в Петербурге. Как еврею это удалось? Дело в том, что он был известным гродненским коммерсантом и занимался поставками сукна для русской армии — заслуги перед отечеством давали ему право не обращать внимание на закон о черте оседлости для евреев.
Именно дед Левушки, тот самый Бакстер, чья фамилия стала основой для выбранного художником псевдонима, убедил родителей разрешить внуку учиться в Академии, правда Бакст туда попал вольнослушателем и вскоре ее покинул, поскольку его "Оплакивание Христа" (не сохранилась) не соответствовала канонам (очень еврейская работа вышла).
Потом были акварельки, иллюстрации детских книжек, братья Бенуа, "Мир искусства" и Париж. А в Париже Дягилев…
Еще пара слов о дедушке художника. Он был модным петербургским портным, жил в центре города и квартира его была обставлена по последней парижской моде. А еще он был отцом его матери и, татата-дам, отца. Неожиданно, правда? Леон Бакст — сын брата и сестры. Ауч.
Нет, нет. Сейчас не будет истории про эксцесс — они же ортодоксы! Все чисто и благопристойно, никакого греха и кровосмешения: дед Бакста обладал не только талантом портного и хорошим вкусом, но и виртуозной житейской (еврейской😂) смекалкой — чтобы взять с собой любимую дочь с семьей, он сделал остроумный ход: усыновил зятя, после чего преспокойно поселился в Петербурге вместе с детьми.
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрание.Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрание.
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрарие.Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрарие.
Итак, капризный Париж всецело "признал и "короновал" его", говоря словами Мстислава Добужинского. Дягилевские сезоны породили в этом городе моду на все восточное и русское, что неизменно ассоциировалось с Бакстом. В первом десятилетии века ХХ, как впрочем и во втором, он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа (в 1914 году правительство Франции наградило художника орденом Почетного легиона) — разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. А еще тканей, в том числе и для Поля Пуаре (после Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани "Одалиска" и "Шахерезада").
Более того, ткани дизайна Бакста массово и успешно продавались и в Штатах — американский бизнесмен Артур Селиг, занимавшийся производством шелка, в 1923 году заказал художнику создать рисунки тканей для своей компании Zelig. Вообще-то изначально для компании Selig, но партнеры по бизнесу не поверили в успех предприятия, т.е в Бакста. Тогда Селиг разрывает с ними отношения и открывает другую фирму, Zelig, и магазин в Нью-Йорке — американские модницы с не меньшим восторгом, чем европейские, облачались в ткани, созданные по эскизам Бакста.
Про него выходит в свет книга, его статьи об искусстве публикуют разные крупные журналы, а сам Бакст охотно выступает с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.
В 1923 году, том самом, когда Селиг заказал Баксту разработать дизайн тканей для своей фирмы, художник выступил в нью-йоркском отеле Плаза со своей самой известной лекцией о моде и дизайне "L'Art du Costume et les lois, ces applications selon toute individualite" (про искусство костюма и законы моды для любой индивидуальности). Гонорар за мероприятие составил две тысячи долларов, а текст лекции был опубликован в журнале Vogue! Баксту такой расклад, ясное дело, чрезвычайно понравился, и он, моя любимая часть биографии художника, написал сестре, что желает еще таких лекций: "Это точно гастроли Шаляпина — приятно и гораздо легче, чем картины" (😁👏)
Он мечтал открыть Дом моды и универсального дизайна…но не успел. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем "Истар" Иды Рубинштейн, которая всегда в роли своего дизайнера хотела видеть только его.
Леон Бакст. Эскиз костюма Федры для Иды Рубинштейн, 1923. Частное собрание.Леон Бакст. Эскиз костюма Федры для Иды Рубинштейн, 1923. Частное собрание.