Белорус, которым был опьянен Париж.

Белорус, которым был опьянен Париж.

Леон Бакст "Автопортрет", 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Леон Бакст "Автопортрет", 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Шаровары, тюрбаны, платья с высоким разрезом, туфли на платформе, яркого цвета волосы (красного можно было добиться с помощью стрептоцида, без париков), обилие прозрачных вставок и низкое длинное декольте пришли в мир моды из театра, и привел их он.

Тот, кто был настоящим селебрити начала ХХ столетия: собутыльник Модильяни, товарищ Пикассо, друг Серова и его же попутчик, учитель Шагала, зять того самого Третьякова.

Он писал Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиду Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседору Дункан. А еще Павлову, Нижинского, Дебюсси и, конечно, Иду Рубинштейн… иллюстрировал "Сатириконъ", росписывал дом Ротшильдов, учил детей из царской семьи художественной грамоте и не мог жить в Петербурге.

Почему? Потому что в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Имя его Лейб-Хаим Израилевич Розенберг, но мы и все знаем его, как ЛЬВА БАКСТА, того самого, кем "Париж был опьянен".

И, конечно, всему причина "Русские сезоны" Дягилева, которые Бакст виртуозно оформлял. Представьте себе картину: 1909 год, финальный спектакль в Шатле — "Клеопатра". Полный зал народа. Все ждут балетные юбки украшены лотосами, пирамиды и сфинкса. А получают черных рабов, мумию и практически нагую Клеопатру. Однако, лихо.

Белорус, которым был опьянен Париж.

Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра" на музыку А. С. Аренского, 1909. Собрание Н. Д. Лобанова-Ростовского, Лондон.Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра" на музыку А. С. Аренского, 1909. Собрание Н. Д. Лобанова-Ростовского, Лондон.

Так началась театральная и модная эпоха Бакста.

Сегодня понедельник и я собрала для вас все самое интересное.⬇️⬇️⬇️

Он родился в 1866 году в Гродно в еврейской ортодоксальной семье. Рисовать начал с младенчества, чем сильно огорчил своих батюшку и матушку — Тора не позволяет изображать людей. На помощь пришел дед, он то и убедил родителей юноши сильно не горевать о пагубном пристрастии мальчугана.

Лейб-Хаим и псевдоним то себе взял, в том числе, чтобы отделиться от традиционной среды (первое — это, конечно, были вопросы дискриминации евреев в то время). Но, он совсем не отказался от корней и иудеем был большую часть своей жизни. Сейчас объясню. Дело в том, что в 1903 году Бакст женился на дочери Павла Третьякова, Любови Третьяковой. Женился с условием — сменит иудаизм на лютеранство. Когда в 1907 году супруги расстались, художник вновь стал евреем (за это его выслали из Петербурга).

Кстати, дед его, долгое время живший в Париже, незадолго до рождения юного Левушки обосновался в Петербурге. Как еврею это удалось? Дело в том, что он был известным гродненским коммерсантом и занимался поставками сукна для русской армии — заслуги перед отечеством давали ему право не обращать внимание на закон о черте оседлости для евреев.

Именно дед Левушки, тот самый Бакстер, чья фамилия стала основой для выбранного художником псевдонима, убедил родителей разрешить внуку учиться в Академии, правда Бакст туда попал вольнослушателем и вскоре ее покинул, поскольку его "Оплакивание Христа" (не сохранилась) не соответствовала канонам (очень еврейская работа вышла).

Потом были акварельки, иллюстрации детских книжек, братья Бенуа, "Мир искусства" и Париж. А в Париже Дягилев…

Еще пара слов о дедушке художника. Он был модным петербургским портным, жил в центре города и квартира его была обставлена по последней парижской моде. А еще он был отцом его матери и, татата-дам, отца. Неожиданно, правда? Леон Бакст — сын брата и сестры. Ауч.

Нет, нет. Сейчас не будет истории про эксцесс — они же ортодоксы! Все чисто и благопристойно, никакого греха и кровосмешения: дед Бакста обладал не только талантом портного и хорошим вкусом, но и виртуозной житейской (еврейской😂) смекалкой — чтобы взять с собой любимую дочь с семьей, он сделал остроумный ход: усыновил зятя, после чего преспокойно поселился в Петербурге вместе с детьми.

Белорус, которым был опьянен Париж.

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрание.Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрание.

Белорус, которым был опьянен Париж.

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрарие.Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс", 1911. Частное собрарие.

Итак, капризный Париж всецело "признал и "короновал" его", говоря словами Мстислава Добужинского. Дягилевские сезоны породили в этом городе моду на все восточное и русское, что неизменно ассоциировалось с Бакстом. В первом десятилетии века ХХ, как впрочем и во втором, он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа (в 1914 году правительство Франции наградило художника орденом Почетного легиона) — разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. А еще тканей, в том числе и для Поля Пуаре (после Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани "Одалиска" и "Шахерезада").

Более того, ткани дизайна Бакста массово и успешно продавались и в Штатах — американский бизнесмен Артур Селиг, занимавшийся производством шелка, в 1923 году заказал художнику создать рисунки тканей для своей компании Zelig. Вообще-то изначально для компании Selig, но партнеры по бизнесу не поверили в успех предприятия, т.е в Бакста. Тогда Селиг разрывает с ними отношения и открывает другую фирму, Zelig, и магазин в Нью-Йорке — американские модницы с не меньшим восторгом, чем европейские, облачались в ткани, созданные по эскизам Бакста.

Про него выходит в свет книга, его статьи об искусстве публикуют разные крупные журналы, а сам Бакст охотно выступает с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.

В 1923 году, том самом, когда Селиг заказал Баксту разработать дизайн тканей для своей фирмы, художник выступил в нью-йоркском отеле Плаза со своей самой известной лекцией о моде и дизайне "L'Art du Costume et les lois, ces applications selon toute individualite" (про искусство костюма и законы моды для любой индивидуальности). Гонорар за мероприятие составил две тысячи долларов, а текст лекции был опубликован в журнале Vogue! Баксту такой расклад, ясное дело, чрезвычайно понравился, и он, моя любимая часть биографии художника, написал сестре, что желает еще таких лекций: "Это точно гастроли Шаляпина — приятно и гораздо легче, чем картины" (😁👏)

Он мечтал открыть Дом моды и универсального дизайна…но не успел. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем "Истар" Иды Рубинштейн, которая всегда в роли своего дизайнера хотела видеть только его.

Белорус, которым был опьянен Париж.

Леон Бакст. Эскиз костюма Федры для Иды Рубинштейн, 1923. Частное собрание.Леон Бакст. Эскиз костюма Федры для Иды Рубинштейн, 1923. Частное собрание.

источник

Ваш комментарий