Холст, масло. Частная коллекция. Артур Джон Элсли (Arthur John Elsley; 20 ноября 1860 — 19 февраля 1952) — английский художник поздневикторианского и эдвардианского периодов, известный своими идиллическими жанровыми сценами играющих детей и их домашних животных.
Его отец, Джон Элсли, был извозчиком и художником-любителем, поэтому мальчик воспитывался в среде, высоко ценящей искусство, и впитал искреннюю любовь к животным. Его отец имел достаточно хороший вкус, чтобы иметь дома картину «Группа лошадей», выставленную в Британском институте в 1845 году. В начале 1870-х годов Джон Элсли был вынужден бросить работу кучером после болезни и работал постоянным смотрителем в фирме биржевых маклеров рядом с Банком Англии. Примерно к этому времени относятся первые известные работы Артура, отец всецело поощрял его занятия живописью и позволил ему пойти по творческой стезе.
Уже к 12 годам юный Элсли осознал ценность набросков животных с натуры в Зоологическом саду, как это делали и многие другие художники до него.
Он заполнял свои альбомы изображениями экзотических животных, а также делал наброски сельскохозяйственных животных.
Когда ему исполнилось четырнадцать лет, он подготовил портфолио работ для представления в приемную комиссию школы искусств Южного Кенсингтона.
Когда он заболел корью, его творческая карьера на время приостановилась, болезнь дала осложнения на глаза, его зрение было ослаблено до конца жизни.
В первый же год учебы в школе Королевской академии Элсли написал точную копию картины Джона Фредерика Херринга «Три лошади на водопое», которая в то время висела в Национальной галерее.
На пике своей карьеры с 1878 по 1927 год Элсли выставил в Королевской академии 52 работы.
Он достиг неимоверной популярности и многие его работы появлялись в календарях, журналах и книгах еще при жизни художника.
«Иллюстрейтед Лондон Ньюс» напечатала одну из картин Элсли — «Любимчик дедушки» — в качестве рождественского подарка своим читателям на 1893 год. А картину «Я больше!» пришлось гравировать повторно, чтобы удовлетворить большой общественный спрос. На картине была изображена молодая девушка, сравнивающая свой рост с ростом большого сенбернара.
Гравюры с его работ широко использовались в коммерческих целях многими фирмами, такими как календари «Thomas D. Murphy Co.», «Солнечное мыло», швейные хлопчатобумажные изделия Брука, печенье и пирожные «Peek Freans» и ежеквартальный журнал «Бибби» (иллюстрированный журнал о сельской и домашней жизни).
Большое количество картин Элсли было создано на базе эскизов, сделанных еще на заре карьеры во время частых велосипедных прогулок по сельской местности. В дальнейшем художник принимал заказы на создание портретов детей и собак, уделяя особое внимание лошадям.
Успех, сопутствовавший художнику, улучшил его финансовое положение настолько, что в 1893 года он смог жениться на Эмили Фюзедейл, своей троюродной сестре, которая работала у него моделью в течение десяти лет. У них родилась одна дочь, Марджори, родившаяся в 1903 году и позировавшая для многих его картин. Причем она обладала поразительным сходством с моделью, которую он использовал несколькими годами ранее и которая могла быть дочерью одного из его братьев или сестер Эмм.
После женитьбы Элсли основал собственную студию, но продолжал творческие отношения с Фредериком Морганом. Время, проведенное вместе, помогло укрепить карьеры обоих. Моргану было трудно рисовать животных, и поэтому иногда они сотрудничали: Морган рисовал фигуры, а Элсли — собак или лошадей.
На рубеже веков отношения между ними испортились после крупной ссоры, когда Фред Морган обвинил Элсли в использовании одной из его идей для создания картины. К сожалению, их дружба так и не восстановилась. После их ссоры Элсли начал рисовать картины в более крупном масштабе, часто со множеством фигур и животных.
После смерти Чарльза Бертона Барбера (1845-1894) Элсли стал преемником его славы как выдающийся художник, изображающий детей и их домашних животных.
Он почти никогда не покидал свою студии для работы на открытом воздухе, пользуясь эскизами, сделанными им ранее, и картинками из журналов. Считается, что именно эта особенность — работа исключительно в помещении, — окончательно испортила его и без того несовершенное зрение, а в самих картинах часто была нарушена перспектива.
Первая Мировая война сильно сказалась на производительности Элсли — с 1915 по 1917 год он создал всего 4 картины.
В военное время он устроился на завод по производству боеприпасов, где несколько часов в день подавал зажимные приспособления для проверки прицелов, напрягая свое и без того слабое зрение. А к началу 1930-х годов он мог заниматься только обработкой древесины и садоводством.
Артур Джон Элсли прожил 91 год и скончался у себя дома в Танбридж-Уэллсе 19 февраля 1952 года.
Источники: англ. Википедия, (адаптация перевода моя).