«Абсент», Эдгар Дега

«Абсент», Эдгар Дега 1876г. Холст, масло. Размер: 92 × 68 см. Музей Орсе, Париж На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе «Новые Афины».

1876г. Холст, масло. Размер: 92 × 68 см. Музей Орсе, Париж
На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе «Новые Афины». Звезда кабаре «Фоли-Бержер» (она также появлялась в картинах Эдуарда Мане «У папаши Латюиля»и «Сливовица») отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый.
Сидящий справа мужчина (Марселен Дебутен – друг и коллега художника) никак не связан по сюжету с дамой справа от него (популярной в то время актрисой Эллен Андре). Перед дамой – наполненный бокал с абсентом, и, судя по всему, уже не первый. Да, дама пьяна и безразлична к происходящему, взгляд остановился, плечи опущены, носки изящных туфелек «расползлись» в стороны и оторваны от земли.
Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза неумолимо твердят о «тяжёлой ночи». Перед ним кофейный напиток от похмелья — мазагран в стеклянном стакане. Казалось бы, скучная, обыденная, серая сценка, но вот вокруг всё что-то не так…
Может эти «парящие» в воздухе столики, написанные без ножек и скатертей или нетронутые сосуды с напитками, или эти грубые, резкие тени за спинами у дамы и господина с трубкой, как будто это не тени вовсе, а два незнакомца, сидящие за соседним столиком и одновременно находящиеся в «зазеркалье». Ведь Дега нарочно не прорисовал падающие от людей тени на тонкой кромке спинки лавки, чтобы отделить эти «призраки-тени» и противопоставить их видимой реальности.
Перед нами картина-загадка, не вполне типичная для автора. Как будто это искажённая абсентом реальность. Не потому ли автор, после стольких лет размышлений, переименовал картину из «Эскиз французского кафе» в «Люди в кафе», и, наконец, в известный нам «Абсент»
Во время первого показа в 1876 году картина была негативно оценена критиками, посчитавшими её уродливой и отвратительной. После этого она долгое время не демонстрировалась. После показа в Англии в 1893 году, многие художники, в частности, Уильям Блейк Ричмонд и Уолтер Крейн назвали «Абсент» вульгарной и восприняли её как вызов викторианской морали.

«Абсент», Эдгар Дега 1876г. Холст, масло. Размер: 92 × 68 см. Музей Орсе, Париж На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе «Новые Афины».

«Абсент», Эдгар Дега 1876г. Холст, масло. Размер: 92 × 68 см. Музей Орсе, Париж На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе «Новые Афины».

.

Ваш комментарий