1942. Холст, масло. 102,2 x 64,8 см, Филадельфийский музей искусства.
Картина-автопортрет, знаковая работа художницы. «День рождения» — образец раннего творчества Доротеи Таннинг, когда она находилась под сильным влиянием европейской школы сюрреализма.
Работа несет в себе ряд мотивов, которые будут впоследствии неоднократно изображаться и переосмысливаться художницей. Такова анфилада открытых дверей, анфиладой уходящих в бесконечную перспективу, сочетание природы и материальной культуры, которую Таннинг отобразила в своем костюме.
Викторианские пурпурные шелка и кружева, определенно — аллюзия на ее детские годы, проведенные в пуританском небольшом городке; обнаженная грудь – послание – вызов, демонстрация стремления избавиться от гнетущего прошлого, от страхов ее семьи за судьбу дочери-бунтарки. А юбка из листвы, напоминающей водоросли, может рассматриваться как стремление вернуться к природной гармонии. Но, возможно, эти корни, стремящиеся к полу, говорят: если не двигаться дальше, в неизвестное, можно «прорасти» в настоящем и увязнуть в нем. Прямой и открытый взгляд модели говорит о ее спокойствии и смелости предстать перед нами такой, какой она себя видит «здесь и сейчас». Возможно, завтра все изменится, но сегодня она – привратник у прохода, ведущего в бесконечность новых возможностей.