«Современный идол», Умберто Боччони

«Современный идол», Умберто Боччони 1911 г. Панно маслом. Размер: 60 x 58,5 см. Коллекция современного итальянского искусства Эсторика, Лондон (футуризм)Умберто Боччони был впечатлен

1911 г. Панно маслом. Размер: 60 x 58,5 см. Коллекция современного итальянского искусства Эсторика, Лондон (футуризм)
Умберто Боччони был впечатлен революционным духом Marinetti’s — ‘Founding и манифест Futurism’. Со временем он стал ответственным за интеграцию изобразительного искусства в это литературное движение.
Знаковая, захватывающая картина «Современный идол» иллюстрирует отрывок из “Технического манифеста футуристической живописи» 1910 года: «Человеческое лицо бывает желтым, красным, зеленым, синим, фиолетовым. Бледность женщины, смотрящей в витрину ювелирного магазина, переливается ярче, чем призматические огни драгоценных камней, которые завораживают ее, как жаворонок ”.
На конкретный контекст этого наблюдения может намекнуть серьга, выступающая из тени, отбрасываемой полями шляпы фигуры –и даже намек на электрические уличные фонари позади нее, которые напоминают огромные светящиеся жемчужины. Эта интерпретация делает проницательный взгляд женщины менее конфронтационным, чем может показаться на первый взгляд, но образ остается двусмысленным, загадочным и определенно тревожным по характеру.
Женское присутствие в творчестве Умберто Боччони, как правило, ограничивается членами семьи – в первую очередь матерью художника – или другими скромными фигурами, занятыми домашними делами, такими как шитье или чтение. Однако примерно во время его увлечения футуризмом в его работах появляются другие, более психологически сложные женские персонажи. Персонажей, похожих на этого «современного идола», можно увидеть в «Бунте в галерее» (1910) или в «The Laugh» (1911), наслаждающихся шумным вечером в ночном клубе. Чрезвычайно утонченный портретист, Боччони создал здесь образ, призванный шокировать публику своим резким, агрессивным качеством и несентиментальным, объективным отношением к предмету.
В 2015 году было обнаружено, что современный идол был нарисован на панели из липы, собранной аналогично опорам, типичным для шестнадцатого века. Три вертикальные доски склеены по краям и удерживаются на месте сзади с помощью двух конических планок из еловой древесины, вставленных в пазы в форме ласточкиного хвоста. Этот тип панели очень необычен для картины 1911 года и, конечно же, был выбран не по экономическим соображениям, поскольку он намного дороже холста и требует специальных столярных работ. Логично предположить, что художник повторно использовал антикварную панель, возможно, для усиления футуристической повестки дня (современность уничтожает антиквариат). Тем не менее, исследования не выявили явных следов какого-либо предыдущего изображения, хотя следы царапин на очень радиопрозрачной поверхности под внешними слоями краски отчетливо видны в рентгеновских лучах. Чтобы прояснить ситуацию, из задней части панели, а также из досок было извлечено несколько микропроб древесины для датирования методом углерода 14. Результаты показали, что вырубка древесины из живого дерева произошла где-то между второй половиной восемнадцатого и первыми десятилетиями двадцатого веков, что подтверждает гипотезу о том, что подставка не является антикварной. В конечном счете, эта панель – и причины, по которым Боччони использовал ее, – остаются загадкой.
Эта картина была одной из 24 работ, приобретенных неким доктором Борхардтом во время первой крупной международной выставки футуристов, которая проходила в Берлине весной 1912 года

.

Ваш комментарий