«Свои фантастические картины он действительно пел»

"Свои фантастические картины он действительно пел"

Микалоюс Чюрленис. Зима ІІІ, 1907. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.Микалоюс Чюрленис. Зима ІІІ, 1907. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.

"Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычной композицией какие-то космические симфонии"

Вячеслав Иванов — философ Серебрянного века, о Чурленисе.

Итак, МИКАЛОЮС ЧУРЛЕНИС — тот самый, кого у нас, в Петербурге, звали Николаем Константиновичем Чурлянисом.

Вообще-то он был более музыкантом, т.е композитором, нежели художником. В этом качестве работал всего 3 года (создал свыше 300 произведений) и называл свои работы "сонатами". Он пробовал себя и в литературе, поэзии, публицистике. Но везде, всегда и во всем у него именно музыкальные параллели: симфоническая поэма "Море" дополняется циклом картин "Соната моря", симфоническая поэма "В лесу" — картиной "Музыка леса", пьеса для фортепиано "Осень" — стихотворной поэмой "Соната".

Сразу вас спущу с небес на землю — технически в живописи Чурленис НЕ НОВАТОР. Новаторство его связано с перенесением на полотно его, именно чурленисовского, взгляда на окружающий мир как на музыкальное произведение. Иными словами, он средствами живописи переносил на холст музыкальное восприятие действительности.

"Свои фантастические картины он действительно пел"

Микалоюс Чюрленис. Сотворение мира IX, 1906. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.Микалоюс Чюрленис. Сотворение мира IX, 1906. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.

Если Одилон Редон лишил картину слова (никакой сюжетной линии, истории, только тишина и созерцание), то Чурленис заменил это слово на мелодию. И оба они, отказавшись от повествовательных рамок, лишили изображение опоры на иконографические ассоциативные связи (те самые, которые населили европейскую культурную вселенную аллегориями и символами).

Итог: максимальная невозможность трактовки. Это множество смыслов и ассоциаций. Сплошные смутные намеки и никакой конкретики.

Одним словом: символизм.

Картина мира, которую нужно смотреть "закрытыми" глазами и "слушать".

И "слушать" (= "слышать") в случае Чурлениса главное. Потому что для него, в первую очередь музыканта, важны ритмическая организация образов, поиск нужной тональности и передача определенного настроения, когда именно звуковые впечатления становятся импульсом для широких аналогий и обобщений абстрактного и, временами, конкретного толка.

"Свои фантастические картины он действительно пел"

Микалоюс Чюрленис. Соната солнца. Скерцо, 1907. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.Микалоюс Чюрленис. Соната солнца. Скерцо, 1907. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.

"Свои фантастические картины он действительно пел"

Микалоюс Чюрленис. Соната солнца. Аллегро, 1907. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.Микалоюс Чюрленис. Соната солнца. Аллегро, 1907. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.

Никакой связи с реальным миром, только мир новый, мультикультурный. Такая интенсивная связь с образами и впечатлениями из всего богатейшего предыдущего культурного опыта (индийский, египетский, христианский, японский и далее по списку).

И только мир знаковый, ибо колористические приемы, свет, интенсивность цвета подчиняются прежде всего не целям воспроизведения реальных предметов фигуративного мира, а целям преображения их в знаки — в набор беспредметных предметов.

"Свои фантастические картины он действительно пел"

Микалоюс Чюрленис. Аллегро(Соната звезд), 1908.Микалоюс Чюрленис. Аллегро(Соната звезд), 1908.

"Свои фантастические картины он действительно пел"

Микалоюс Чюрленис. Рекс, 1909.Микалоюс Чюрленис. Рекс, 1909.

Проще говоря мифотворчество, потому что каждый чурленисовский образ напоминает о чем-то другом (как, впрочем, любой образ любого символиста — поэтика тайны и загадочности есть фишечка этого направления).

Глобально Чурлениса интересует Бесконечность Вселенной и ограниченность человеческого восприятия и мышления. В общем-то именно на этой ограниченности ты себя неизменно всегда и ловишь, глядя на работы символистов, не только Чурлениса.

Как можно показать Бесконечность? Создавать иллюзию выходящего за рамки картинной плоскости пространства и писать тематические циклы, когда одна работа, в отрыве от другой, вообще смысла не имеет.

Чурленис делал и то, и другое, и третье (напоминаю вам про связь с его же музыкальными произведениями и литературными экспериментами).

"Свои фантастические картины он действительно пел"

Микалоюс Чюрленис. Поклонение Солнцу, 1909. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.Микалоюс Чюрленис. Поклонение Солнцу, 1909. Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.

Трактовать Чурлениса я даже пытаться не буду, то дело неблагодарное — у него, как и у любого другого символиста, своя собственная система символов, никак не связанная с европейской культурной традицией (иконографические ассоциативные связи, на которые нет возможности опереться, потому что их просто нет).

Зато есть музыка. И первобытные залежи великой космогонии. Дадада, Чурленис тоже про космизм. Но про это был отдельный пост, повторяться не буду. Просто услышим живопись и увидим музыку.

источник

Ваш комментарий