Последние несколько дней я активно изучал царский «ТиндерЬ». В смысле читал объявления о знакомствах из «Брачной газеты», невероятно популярной в дореволюционной России. Это сегодня познакомиться легко – скачал приложение, смахнул пару фоток влево, пару вправо и начал собираться на свидание. В начале XX века мир женихов и невест напоминал Дикий Запад – кругом одни циники и все хотят сорвать большой куш.
Изображение (здесь и далее): «Брачная газета» (1906 – 1917 годы) / Общественное достояние. Все изображения: Изображение (здесь и далее): «Брачная газета» (1906 – 1917 годы) / Общественное достояние. Все изображения:
В царской России, если ты знатен и богат (или хотя бы обладаешь одним из этих двух качеств), абы какой брак не подходил. Поиск спутника/спутницы жизни был хлопотным мероприятием. Санкт-Петербург считался городом женихов (женщин там жило заметно меньше, чем мужчин), а Москва – городом невест. И каждую зиму в Москву съезжались толпы холостяков и незамужних со всей страны, чтобы найти пару. Балы, танцы, новые знакомства. Все в своих лучших нарядах – пусть даже купленных в долг. А что, товар нужно показать в лучшем свете.
Зубной врач в семье никогда не помешает, верно? Зубной врач в семье никогда не помешает, верно?
О браке, как правило, договаривались родители. Часто за помощью обращались к профессиональным свахам. Те обладали большими картотеками свободных девушек и юношей (впрочем, в этом плане для мужчин в ту пору не было особых возрастных ограничений). Свахи знали и родословную, и всю подноготную сотен семей – в первую очередь, все ли в порядке у жениха/невесты с репутацией и финансовым положением.
Газета расходилась по стране тиражом свыше полумиллиона экземпляров. Газета расходилась по стране тиражом свыше полумиллиона экземпляров.
Однако в начале XX века ситуация начала стремительно меняться. Конкуренцию свахам, чьи услуги обходились недешево, составила популярная «Брачная газета» (и её аналоги), выходившая огромным тиражом с 1906 по 1917 год. Подать объявление – от рубля до трех, в зависимости от количества строк. Связь осуществлялась через редакцию либо почту, до востребования. Почти всегда просили прислать фотокарточку, которую, правда, нужно было вернуть – фотографии стоили дорого и их берегли (а уж особенно удачный кадр, который можно слать кандидатам на руку и сердце).
Объявления с фото были редкостью. Разместить такое объявление было дорого (да многим неловко было)Объявления с фото были редкостью. Разместить такое объявление было дорого (да многим неловко было)
Что сразу смущает, так это предельно циничный тон многих объявлений из «Брачной газеты». Многие женихи в лоб заявляют, что нищи и готовы жениться только на деньгах. В награду – дворянский титул (если есть – и это, кстати, по тем временам неплохое предложение), либо обещание безграничного личного счастья. Приданное искали минимум в несколько тысяч рублей (притом, что зарплата в 200 рублей в месяц тогда считалась очень хорошей).
Внимание в газете пытались привлечь яркими заголовками и необычной подачей. Внимание в газете пытались привлечь яркими заголовками и необычной подачей.
Дамы не отставали. Некоторые сразу заявляли, что ищут миллионера, другие не обозначали конкретные финансовые рамки. Невесты без приданного могли уничижительно написать о себе, что, мол, «я бедна и неинтересна» или «без средств и без претензий» и обещали все компенсировать кротким нравом, заботой и любовью. Подобный подход не должен вас смущать, ведь договорные браки в дореволюционной России были нормой, общепринятой практикой. Вот все и искали себе условия получше.
Впрочем, давайте уже просто почитаем любопытные объявления. Своими мыслями делитесь в комментариях. И, конечно же, подписывайтесь на «Визуал», ретро-блог для тех, кто любит «разглядывать» историю.
Не знаю, как вам, а лично мне импонирует подобная прямота и честность.
Самое главное – религиозна.
Поначалу я подумал, что это дама пишет, а, оказалось, всё не совсем так.
А вот, смотрите, молодой режиссер путем удачного брака пытается найти финансирование для своего фильма.
Сразу и не поймешь, ищет ли человек спутницу жизни или бизнес-партнера?