Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Пауль Клее "Вид из Египта", 1937. Центр Пауляя Клее, Берн.

Герман Гессе в 1930 году написал роман "Паломничество в Страну Востока" — рассказ о путешествии вне времени и пространства к некоей внутренней стране детства, у которой нет точных пространственных координат. Зато есть реальные путешественники – члены придуманного Гессе Братства. В архиве этого братства числилась карточка и на имя художника ПАУЛЯ КЛЕЕ:

"Передо мной была пластина из золота с наведенным финифтью узором, по всей видимости необычайно старинная, на ней был изображен трилистник клевера, один из листочков которого представлял голубой кораблик под парусом, второй — рыбу в многоцветных чешуйках, а третий выглядел как формуляр телеграммы, и на ней читались слова:

Снегов голубее,

Кто Пауль, кто Клее".

В Баухаузе, где преподавал Клее, его называли Буддой, потому что он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не сердился, по крайней мере отчаянно.

Он (так и хочется сказать, что такого просто не может быть, но может) прожил всю жизнь с одной единственной женщиной, вечерами музицировал дуэтом с Кандинским (Клее — на скрипке, Василий Васильевич — на фортепиано), а во время Первой мировой войны не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты.

Цветные карандаши подсунула в руки ему его бабушка и позволяла изображать все что вздумается, обеими руками сразу. Этот трюк профессора Клее через много лет не раз будет поражать студентов Баухауза.

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Пауль Клее "Три цветка", 1920. Центр Пауляя Клее, Берн.

Итак, Пауль Клее.

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Пауль Клее.

Что такое реальность сюрреалистов? — материализация подсознательного. Абстракционистов? — преодоление материального. Экспрессионизма — страсть и боль.

А у Пауля Клее реальность — это мифология души (Михаил Герман назвал это "картинным залом души").

Клее будет восхищаться Редоном, Сезанном, Ван Гогом, Энсором и, конечно, Кандинским, но будет свободен от них, как и от любых сравнений его манеры с кем-либо из его современников. Не увенчаются успехом и любые попытки привязать его творчество к какому-то одному или нескольким направлениям.

Он — самородок.

И экспериментатор. Но эксперименты его совсем не в духе агрессивных и эпатажных реди-мейдов Дюшана. Чужд Клее и угрюмой авангардистской примитивизации, и социальной содержательности, и тем более не имеет ничего общего с фальсификациями гениального Сальвадора Дали.

Клее — это про мир, увиденный закрытыми глазами (цветовая симфония, пластическая лирика, поэтика бессознательных сфер, когда в багажнике любовно хранится очень богатый бэкграунд, но вся эта иконосфера есть лишь путь преодоления и выхода, но никак не входа).

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Пауль Клее "Зоопарк", 1918. Центр Пауляя Клее, Берн.

Клее НЕ ИГРАЕТ в детское восприятие мира, он стремится к нему со всей страстью первооткрывателя — ищет самый важный и всеми забытый праязык (именно Клее был первым художником, кто назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством, а свои собственные найдет, бережно наклеит на картон, назовет и включит в каталог работ, который будет вести на протяжении всей жизни).

И этот, открытый заново, праязык тяготеет у Клее к абстракции — пространство его картин сохраняет тишину и способность вести диалог со зрителем, с каждым в отдельности.

И вот его "Золотая рыбка" (1925), которая есть сразу все: и традиционный христианский мотив, и первобытная находка, и архаический монстр, и будущая добыча рыбака, и просто рыбка, увиденная детским взором мудреца.

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Пауль Клее "Золотая рыбка", 1925.  Гамбургский Кунстхалле, Гамбург.

Вообще, это очень типично для Клее — использовать, кажется, всю культурную память (включая художественные языки разных направлений), но использовать ее не как догму, а как СПОСОБ ПЕРЕВОДА своих видений на понятный для мирян, т.е для нас с вами, диалект.

Рыба — один из самых древних и насыщенных символов-архетипов. В дохристианской философии он обозначал начало жизни на земле, в христианской – символ Спасителя, жертвенной смертью искупившего первородный грех человечества.

Знак рыбы был раннехристианской монограммой Христа (греческое имя Иисуса означает "рыба"). Именно братья-рыбаки стали первыми Его учениками — "ловцами человеков".

Рыба — символ молчания. Она обитает в воде — исходном состоянии всего сущего на земле. Поэтому рыбы, свободно обитающие в водном пространстве, традиционно наделяются демиургической силой, а также в ряде мифов оказываются предками людей.

Вода также ассоциируется с бессознательным, ибо именно в глубинах вод сокрыто то самое знание, которое трудно (или невозможно) добыть человеку, но которое доступно рыбе.

Вода очищает — ритуальное омовение символизирует второе рождение, возвращение к первоначалу, поэтому рыба, живущая в воде, олицетворяет надежду на новое рождение (или перерождение, в контексте Клее возможны и буддийские мотивчики).

А еще рыба есть примета чудесной рыбы stella marina, светящейся под водой и воспламеняющей все, к чему прикоснется (а это уже из средневековой алхимии).

В средневековых трактатах данное свечение понималось как огонь Святого Духа, действие божественной благодати, разжигающей своим пламенем сердца, погруженные в "море греха".

В общем-то, как некое архаичное чудо (первичный древний знак, как письмена) представляет свою рыбку и Клее. Рыбку, которая находится сразу в трех мирах — земном, небесном и подводном.

Будем помнить, что 1925 год — это эпоха, когда Германия и Австрия жили в тотальном грехе и спасение было просто жизненно необходимо, ибо вокруг царил потоп. Напомню вам одну важную дату: 1923 год — в одном из баров Мюнхена состоялся знаменитый пивной путч Гитлера и генерала Людендорфа, целью которого была попытка гос.переворота.

И, с одной стороны, этот огромный красный глаз, единственный живой элемент картины, есть та самая примета рождения — ТАК РОЖДАЕТСЯ СПАСЕНИЕ (да и, устремленные в разные стороны, рыбки по углам тоже говорят нам о жизни, ее движении).

Но ТАК ЖЕ ОНО, это спасение, И УМИРАЕТ, ибо рыба застыла во мраке сине-черной плоскости холста, где отпечатались другие приметы жизни, некогда цветущие и благоухающие, которые теперь стали лишь свидетельством истории — миром, который канул во мрак.

И вот уже этот огромный красный глаз чудится агонией всего живого, ибо грядет 1933 год.

И вся эта двойственность от СМЯТЕНИЯ — время такое было, лихорадочное. Были большие надежды и большое сомнение.

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Пауль Клее "Полнолуние в горах", 1939. Центр Пауляя Клее, Берн.

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

Кто? ПАУЛЬ. Кто? КЛЕЕ.

источник

Ваш комментарий