1. Отец очень надеялся, что Анри станет адвокатом. Он окончил юридический факультет в Париже и работал клерком в адвокатской конторе в 1889 году. Отец был глубоко разочарован в сыне, когда тот заинтересовался искусством.
2. В 1889 году в возрасте 20 лет Матиссу сделали операцию — удаление острого аппендицита, — благодаря которому он и познакомился с живописью. После операции он провел много времени в постели, и мать, чтобы развеять скуку сына, принесла ему краски. После выздоровления Матисс вернулся в бюро, но уже не смог оставить живопись. Каждое утро перед работой он посещал уроки рисования.
3. Стиль Матисса существенно изменялся в течение жизни, особенно после встречи с известными художниками. Сначала он писал пейзажи и натюрморты в реалистическом стиле, но после знакомства с австралийским художником Джоном Питером Расселом увлекся импрессионизмом. Также большое влияние на Матисса оказал Поль Сезанн. В конце концов художник стал фовистом.
4. Матисс дружил с Пабло Пикассо. На протяжении долгого времени Матисс и Пикассо пристально следили за работой друг друга, часто изображали одни и те же предметы, и даже иногда давали картинам одинаковые названия. Несмотря на негласное соперничество, они уважали друг друга и дружили.
5. Из-за болезни последние годы жизни Матисс провел в постели и в инвалидной коляске. Когда художник уже не мог длительное время стоять, он начал создавать произведения с помощью ножниц и цветной бумаги. Иногда он рисовал в кровати при помощи длинной палки, к которой был привязан карандаш — это давало ему возможность доставать до холста.
6. Анри Матисс 22 года прожил с русской эмигранткой Лидией Делекторской — она была его помощницей и моделью.
7. Дочь Анри Матисса Маргарита была членом французского движения сопротивления во время Второй мировой войны. Ее взяли в плен, пытали и допрашивали. Когда Маргариту перевозили в концлагерь Равенсбрюк, ей удалось сбежать из поезда.
8. Сын Матисса Пьер открыл галерею в Fuller Building в Нью-Йорке. В дополнение к работам отца там были выставлены работы его великих современников: Хуана Миро, Альберто Джакометти и Марка Шагала.
9. Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а скульптура — бронзовая «Обнаженная женская фигура со спины IV». Этот рельеф вошел в десятку самых дорогих скульптур мира, но при этом ни одно полотно мастера не попало даже в топ-50 самых дорогих картин.
10. Тему танца Матисс использовал на нескольких полотнах, самые известные из которых — «Танец» и «Парижский танец».