Произведения искусства теряются по нескольким причинам: катастрофы, как природные, так и техногенные, войны, политические и религиозные репрессии, однако, уничтожение руками самого художника является самой распространенной причиной.
Тем не менее, независимо от причины, утраченные произведения искусства – это всегда большая потеря для общего культурного наследия.
Анри Руссо (Henri Rousseau)
Анри Руссо был художником пост-импрессионистом, чьи в чем-то детские работы оказали глубокое воздействие на сюрреалистов, экспрессионистов и примитивистов. Альфред Жари, в свою очередь, был гениальным драматургом, работы которого оказали огромное влияние на развитие модернистского театра, театра абсурда и сюрреализма.
Как утверждает легенда, на самом деле Руссо был вдохновлен на рисование именно Альфредом, который как-то заявил Анри, что у него лицо художника. В 1895 году Жарри, который к тому времени уже написал несколько положительных отзывов о работах художника, попросил написать его портрет. Охваченный тщеславием, однако, Жарри не принял конечный результат и быстро уничтожил холст, тем самым лишив сегодняшних зрителей возможности заглянуть в мир двух предшественников, сделавших так много для современного искусства.
Ричард Серра (Richard Serra)
Массивная наклонная арка художника-минималиста Ричарда Серра, которая представляла собой стальную скульптуру толщиной в 6,2 см, длиной более 36 метров и высотой более 3 метров, была установлена в Нью-Йорке в 1981 году. На протяжении многих лет против скульптуры выступало очень многое: она стала очень привлекательной для художников граффити, из-за нее было затруднено движение по площади, а также многие ее публично называли бельмом на глазу.
В Бахрейне жемчужная площадь стала местом, где проходили широкие протесты за демократические реформы и экономическое равенство в феврале 2011 года. В центре площади был Жемчужный монумент. Он представлял собой массивную скульптуру с шестью широкими арками, которые олицетворяли шесть стран Персидского залива, входящих в состав Совета сотрудничества стран Залива.
В руках они держали жемчуг, символ богатства. Спустя несколько недель после начала демонстрации правительству Бахрейна удалось с помощью военной силы убрать протестующих. Скульптура, которая стала символом протестующих и их сторонников, была уничтожена правительством. Во время сноса памятника был раздавлен насмерть трудящийся-мигрант.
Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein)
В начале 1970-х годов представитель поп-арта Рой Лихтенштейн решил отдохнуть от своей привычной деятельности и заняться изготовлением полотен на основе антаблемента. Антаблемент – это декоративные молдинги, горизонтально расположенные над колоннами зданий.
Лихтенштейн скопировал дизайн из греко-римских источников, интерпретировав их немного по-своему в современном исполнении. Некоторые оригинальные полотна были размещены на одной из башен-близнецов и были уничтожены во время террористического акта 11 сентября 2001 года.
Разрушены в "костре тщеславия"
Многие работы, имеющие большое значение для западного искусства были утрачены в результате серии событий под названием "Костер тщеславия". Это была практика, инициированная итальянским священником в конце 15 века и согласно которой все работы на светскую и мифологическую тему считались греховными и поэтому сжигались. Возможно, самая большая потеря для нашего культурного наследия – это уничтожение нескольких картин Сандро Боттичелли, основанных на мифологических и языческих преданиях.
Использование Боттичелли греко-римских и языческих тем возродило интерес к древним искусствам и наукам, которые оказали решающее воздействие на развитие творчества эпохи Ренессанса. Человечество очень многого лишилось, потому как после "пожаров" сохранились лишь его творения на религиозную тематику, а гуманистические, мифологические, а также работы, связанные с отношениями между полами, были уничтожены.
Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon)
Фрэнсис Бэкон был гигантом современного искусства. Как критики, так и широкая общественность были в восторге от его галлюцинаторных и висцеральных полотен. Серия работ о Веласкесе, как правило, считается не только одним из его шедевров, но и одним из шедевров искусства 20 века.
К сожалению, сам Бэкон был редко доволен своими работами, а также был склонен в приступах алкогольной ярости уничтожать их. Самая заметная жертва его отчаяния – это третья часть эпохальной серии о Веласкесе.
Документальный фильм "Тайна Пикассо" Анри-Жоржа Клоузета (Henri-Georges Clouzet) рассказывает об огромном количестве причудливых рисунков и картин, созданных мастером. Снятый инновационным образом, фильм позволяет зрителю увидеть создание простых, абстрактных, но неповторимых работ Пикассо.
При этом, четко становится понятно, что как для режиссера фильма, так и для художника процесс наиболее важен, чем результат. Все произведения, созданные в процессе снятия фильма, были уничтожены после завершения работы над ним, поэтому они не существуют нигде, кроме как на пленке. Французское правительство объявило их национальным достоянием.
Диего Ривьера (Diego Riveria)
По заказу Нельсона Рокфеллера Диего было дано задание создать фреску, которая украшала бы собой вход в Рокфеллер-центр. Тема была – "человек на распутье", подобный утопический сюжет выбрал сам Рокфеллер, фреска должна была отражать смесь политических амбиций и надежд будущего зрителя.
Ривьера отразил очень разное политическое будущее: он изобразил двух левых героев, Троцкого и Ленина, стоящих посреди толпы рабочих. Рокфеллер потребовал изменить картину, поскольку это не совпадало с его взглядами на будущее, но Ривьера отказался. После окончания работы над картиной, ее "закрасили". Этот акт был встречен большим количеством протестов, однако, несмотря на это, фреска была уничтожена.
Караваджо (Caravaggio)
Потрясающая картина Караваджо "Рождество", демонстрирующая особенности, которые сделали его таким почитаемым, — это спорный натурализм, драматическое использование светотени, использование несовершенных моделей, а также свободное спаривание исторической тематики. Она была украдена в 1969 году из церкви на Сицилии, Италия. Кражу относят к деятельности сицилийской мафии.
Бывший член одной из мафиозных группировок стал полицейским информатором, именно от него была получена информация о том, что картина прошла через несколько рук, а в конечном итоге остановилась в фермерском доме, где ее уничтожили животные. Обнаружив изорванную в клочья картину, хозяин сжег остатки произведения искусства. ФБР все еще пытается найти и восстановить картину, стоимость которой на сегодняшний день оценивается в 20 миллионов долларов.
Гюстав Курбе (Gustave Courbet)
Природа картины Курбе шокировала буржуазную аудиторию после ее дебюта в 1850 году в Парижском Салоне. Монументальный шедевр изображал скромный крестьянский труд. Курбе задел тему, которую вообще старались избегать высокие практики искусства того периода, изображающие исключительно королевских персон и религиозных лиц.
Картина "Камнеломы" оказалась весьма влиятельной из-за того, что она смело утверждала о повседневной деятельности как о вполне приемлемой теме высокого искусства, более того, эта тема заняла достойное место в социальных тенденциях реалистов изобразительного периода того времени. Оригинал картины был уничтожен во время воздушного нападения вооруженных сил США на немецкий Дрезден в 1945 году.
Не забывайте подписываться на мой канал, ставить лайки и писать комментарии!
Пока-пока)