Нет, это не Верещагин 😁 Это ОСМАН ХАМДИ-БЕЙ.

Нет, это не Верещагин 😁 Это ОСМАН ХАМДИ-БЕЙ.

Осман Хамди-бей "Дрессировщик черепах". 1906, Музей Пера, Стамбул.Осман Хамди-бей "Дрессировщик черепах". 1906, Музей Пера, Стамбул.

И его "Дрессировщик черепах" (1906, Музей Пера, Стамбул)

И картина эта совсем не простая. Хотя казалось бы, вот музыкальный инструмент, призванный помогать в дрессуре, а вот и сами "звери" — черепахи.

Нет, это не Верещагин 😁 Это ОСМАН ХАМДИ-БЕЙ.

Нет, это не Верещагин 😁 Это ОСМАН ХАМДИ-БЕЙ.

Но нет, на самом деле полотно это есть сатира — сравнение дрессировки медлительных черепах с неэффективными попытками реформирования Османской империи.

Смотрим в оба глаза: мужчина не просто одет в традиционный османский религиозный костюм, но в платье Западного стиля времен реформ Танзимата середины 19 века.

Нет, это не Верещагин 😁 Это ОСМАН ХАМДИ-БЕЙ.

Танзимат — это название модернизационных реформ (и самого периода их проведения) в Османской империи с 1839 до 1876 года, когда была принята первая османская конституция. Именно с этими реформами и проводит аналогию художник.

Более того, Осман Хамди-бей создал картину в 1906 году — эпоха социальных и политических перемен в Османской империи. Реформы Султана Абдул-Хамида II, того самого из времен Танзимата, оказались не просто медлительными аки черепахи и малоэффективными, как и дрессура черепах, но стали причиной серьезных потрясений в стране. На рубеже 20 века Османская империя, которой все еще принадлежали часть Балканского полуострова, часть Северной Африки, Малая Азия и Леванта, большая часть Аравийского полуострова, находилась под серьезной угрозой распада (националистические движения + вторжение иностранных держав). Все это в конечном итоге привело к распаду империи после Первой Мировой Войны.

Ну и финальный аккорд — эта критическая картина предвосхитила Младотурецкую революцию 1908 года, которая положила конец самодержавной власти султана Абдул-Хамида II (эти движения подготовили почву для вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне центральных держав, а после всех событий последовал раздел империи).

Вот такая вот очень тонкая, философская сатира. А какая приятная! И рисунок, и цвета, и черепашки 😁

Осман Хамди-бей в 1907 году создал еще вторую версию. Менее симпатичную, на мой взгляд.

Нет, это не Верещагин 😁 Это ОСМАН ХАМДИ-БЕЙ.

Осман Хамди-бей "Дрессировщик черепах". 1907, Музей Пера, Стамбул.Осман Хамди-бей "Дрессировщик черепах". 1907, Музей Пера, Стамбул.

На фото выше как раз она, а вот фотопортрет самого художника, который был не только живописцем, но еще и архитектором. Именно он стал основателем и директором Стамбульского археологического музея и Академии искусств в Стамбуле, известной ныне как Академия искусств имени Мимара Синана.

Нет, это не Верещагин 😁 Это ОСМАН ХАМДИ-БЕЙ.

Осман Хамди-бей.Осман Хамди-бей.

источник

Ваш комментарий