из средневековых манускриптов.из средневековых манускриптов.
На христианских средневековых изображениях, начиная с конца 12 века змей-искуситель очень часто изображался не просто в женском обличьи, но с лицом Евы.
из средневековых манускриптов.из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.из средневековых манускриптов.
из средневековых манускриптов.из средневековых манускриптов.
Спасибо парижскому богослову ПЕТРУ КОМЕСТОРУ, который впервые заявил о том, что змей, выбранный дьяволом, не только ходил прямо, но и имел "лицо девы". Утверждал он это в 12 веке в своей "Схоластической истории" ("Historia scholastica", 1169–1173). Суть такая: дьявол вошел в Еву, потому что "подобное привлекает подобное".
Любопытно, что аналогичную историю — дьявол вошел в змея и принял облик Евы, чтобы та увидела себя как в зеркале и не испугалась, — привел неизвестный автор сирийского сочинения "Пещера сокровищ" (4-6 века). Его идея такая: сатана действует как человек, который хочет научить попугая разговаривать — хозяин прячется за зеркалом и начинает говорить, попугай думает, что с ним общается другая птица и охотно повторяет слова. Т.е дьявол поступил с Евой точно так же.
Первый текст был распространен на Западе, второй — на христианском Востоке.
Паоло Уччелло. Первородный грех. Цикл фресок по книге Бытия из церкви Санта Мария Новелла. 1430. Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция.Паоло Уччелло. Первородный грех. Цикл фресок по книге Бытия из церкви Санта Мария Новелла. 1430. Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Рафаэль. Грехопадение. 1519. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане.Рафаэль. Грехопадение. 1519. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане.
Рафаэль. Адам и Ева. 1509-1511. Станца делла Сеньятура, Ватикан.Рафаэль. Адам и Ева. 1509-1511. Станца делла Сеньятура, Ватикан.
Какие визуальные штампы повлияли на такую иконографию Грехопадения?
1️⃣ Античная женщина-полузмея (например, линейская Гидра).
2️⃣ Сирены (полуптицы; полурыбы, чешуйчатый хвост которых сильно напоминал змеиный), важнейшая фунция которых — искушать и губить людей.
3️⃣ В трактате "Liber Monstrorum" (скорее всего его написал епископ Альдхельм) гадюка описывается как змея с человеческим торсом.
Внимание: образ антропоморфной рептилии не имеет ничего общего с ЛИЛИТ иудейской традиции — в Средние века ее НИКОГДА НЕ представляли полузмеем. Поэтому если вы читаете обратное, сразу заканчивайте чтиво.
В средневековый визуальный инструментарий образ змея-девы проник из литературы и драматических постановок, ибо художники тогда были, скажем так, не сильно образованными. А вот авторы мистерий напротив. Плюс им нужно было убедительно и аргументированно представить змея двуногим и разговаривающим — трактат Петра Коместора был им хорошим "компаньоном".
Гуго ван дер Гус. Грехопадение. 1479. Музей истории искусства, Вена (часть диптиха; вторая часть "Оплакивание").Гуго ван дер Гус. Грехопадение. 1479. Музей истории искусства, Вена (часть диптиха; вторая часть "Оплакивание").
Дальше уже стали создавать массу разных текстов, описывающих сатану как ящерицу с женским лицом (например, "Зерцало природное" Винсента из Бове, 13 век; или "Видение о Петре Пахаре" Уилтяма Ленгленда, 14 век; или "История крушения Трои" Гвидо дель Колона, 14 век). Более того, проникли описания эти и в энциклопедическую литературу о живой природе (полагали, что змей утратил свою девичью голову в результате проклятия, последовавшего после искушения).
С 16 века змей все чаще обретает мужские черты, потому что ассоциируется с многочисленной антропоморфной дьявольщиной. А образ змея-девы постепенно стал более всеобъемлющим — символом греха, ереси и обмана.
Иероним Босх. Воз сена. 1500-1502. Прадо, Мадрид.Иероним Босх. Воз сена. 1500-1502. Прадо, Мадрид.
Франгемт с грехопадением.Франгемт с грехопадением.
Вот откуда ноги у famme fatale растут.