«Голконда», Рене Магритт

«Голконда», Рене Магритт 1953г. Холст, масло. Размер: 81 × 100 см. Частная коллекция в Хьюстоне Магритт стал зарабатывать на своих картинах только в последние годы жизни. Его полотна начали

1953г. Холст, масло. Размер: 81 × 100 см. Частная коллекция в Хьюстоне
Магритт стал зарабатывать на своих картинах только в последние годы жизни. Его полотна начали триумфальное шествие по всему миру, они выставлялись не только в Европе, но и за океаном. Но в начале художнику приходилось совершать работу, пожалуй, самую неблагодарную для живописца. Он работал на фабрике, производившей обои, и день за днем в течение целого года рисовал одни и те же незамысловатые цветочные узоры. Почему-то именно этот факт из биографии художника вспоминается в первую очередь при взгляде на картину «Голконда», покрытую весьма своеобразным узором.
Полотно получило название в честь древнего индийского города. Голконда – древняя крепость, легендарный центр добычи алмазов и символ богатства: считается, что именно там были найдены знаменитые алмазы Кохинур и Регент. Магритт создал несколько похожих работ на эту тему.
В своём творчестве мастер стремился решить проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и никак, на первый взгляд, не связаны с самим изображением. Каждое название – своего рода ребус, который заставляет зрителя остановиться и задуматься о том, как именно оно связано с изображением. Именно в этом видел их значимость сам художник. Он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства.
«Голконда» — это размышление художника о месте человека в обществе. Кажущаяся типичность образов наводит на мысль, что масса подавляет личность, а замечаемые, пусть и не без труда, различия — о присущей каждому индивидуальности. Фигуры расположены в виде ромбических решеток, которые напоминают о кристаллической структуре алмаза. Общество, которое поначалу воспринимается как хаотичная масса, на самом деле имеет структуру и действует в довольно жестких рамках.
Сам Магритт говорил, что картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума, который может прикоснуться к настоящей жизни лишь во сне.
Если же не погружаться так глубоко и вспомнить о том, что сюрреалисты часто давали своим картинам названия, совершенно не связанные с сюжетами, можно предположить, что «Голконда» изображает дождь из мужчин в котелках.

Источник

Ваш комментарий