«Допрос перебежчика», Василий Васильевич Верещагин

«Допрос перебежчика», Василий Васильевич Верещагин Ок. 1901. Холст, масло. 100 х 115 см. Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина Русский художник-баталист Василий Васильевич

Ок. 1901. Холст, масло. 100 х 115 см. Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина
Русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) считал бессмысленными картины «без идеи». Живописец-пацифист показывал на своих полотнах бесчеловечность войны. Картина «Допрос перебежчика» вошла в его филиппинскую серию.
За несколько лет до своей трагической гибели на броненосце «Петропавловск» Верещагин принял решение отправиться в Америку для создания полотен, связанные с испано-американскими конфликтами на Филиппинах и Кубе. Для этого в 1900 году он предпринимает путешествие на Филиппины.
Допрос перебежчика на картине Верещагина происходит ночью, в комнате, освещенной всего лишь одной свечой. Во время работы над полотном художник придумал оригинальный способ.
В глубине зимней мастерской была построена комната, размером три на пять метров. Комната эта была без одной продольной стены и помещалась на подставках, так что пол ее являлся как бы подмостками сцены, на которой происходил допрос перебежчика. Внутри комнаты находился стол со стоявшей на нем бутылкой со свечой и раскладное садовое кресло для производящего допрос офицера. Огромное окно мастерской затягивалось на время работы двумя занавесками из плотной, черной материи. Между занавесями оставался небольшой промежуток, сквозь который в мастерскую проникала узкая, вертикальная полоса дневного света, падавшая на полотно картины. Все остальное пространство мастерской было погружено в темноту, особенно наиболее удаленный от полосы дневного света угол, в котором находилась «комната». Натурщик позировал поочередно в качестве персонажей, изображенных на картине: перебежчика, допрашивающего начальника, второго офицера и переводчика.
Таким образом живописец, стоя у мольберта, мог видеть внутренность комнаты, слабо освещенную свечой, и изображать происходящую в ней сцену допроса на полотне, освещенном дневным светом.

.

Ваш комментарий