Вторая треть ХХ века. Холст, масло. Размер: 38.8X55.7 см. Музей русского импрессионизма, Москва
«Украинский разбойник» – так прозвала Алекcандра Грищенко французская богема. Поклонником смелого русского художника с украинскими корнями был известный живописец и скульптор Фернан Леже. В поисках настоящей «художественной жизни» он решает обосноваться в России и живет в основном в Москве. Путешествует по Европе, увлекается импрессионизмом, а после кубизмом и фовизмом. Изучает древнерусскую живопись. В 1910-х гг. он разработал собственный художественный стиль — динамоколор (Цветодинамика, основанная на сочетании принципов кубизма и формального языка иконы).
«Порыв ветра». Морская свежесть. Широкий динамичный мазок. То густой, то настолько тонкий и разреженный, что видна грунтованная основа. Эта очень важная деталь – свидетельство того, что пейзаж был написан на пленэре. Художник так увлеченно старался поймать волну, что ему не хватало времени дорисовывать и дописывать, краска ложилась на холст очень быстро. Мастером владело азартное желание почувствовать кистью ветер. Отсюда – правдивость зрительского впечатления морской свежести, пены волн.
В работе над картинами Грищенко пренебрегал традиционными приемами и строил форму только по законам цвета, которые сам же отчасти и вывел. Именно смелость Алексея Грищенко покорила французскую публику. После революции, в эмиграции, к нему пришли известность и признание. Художник стал постоянным участником Осеннего салона в Париже. Его выставки проходили в Европе и США.