1823-1826гг. Дерево, масло. Размер: 27,5×36,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Спящий пастушок» Венецианова является не только одной из самых прекрасных и поэтических картин русской школы живописи, но и значительной вехой на пути становления и формирования реалистического искусства в России.
Венецианова называют основоположником русской жанровой живописи. Это не совсем верно — у него были предшественники еще в XVIII веке. Но именно с Венецианова начинается подъем реалистических тенденций в русском искусстве, сопровождавшийся обращением к миру национальных и народных образов и повышением интереса к современной жизни.
Около 1820 года в жизни и деятельности художника наступил решительный перелом. «Родная земля, родные обычаи и нравы» стали отныне основным содержанием его произведений. Сорокалетний художник бросил казенную службу, чтобы всецело посвятить себя искусству. В поисках новых средств художественного выражения он, по собственному его признанию, должен был «совершенно оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные». Все более охладевая к портретной живописи, он обратился к почти неразработанной в русском искусстве области крестьянского бытового жанра.
Венецианов создал обширный цикл картин на темы крестьянской жизни. Именно это время было периодом наивысшего расцвета его таланта. Первой вехой на новом пути была картина «Гумно» ( в которой уже вполне отчетливо проявляются основные особенности жанровой живописи Венецианова. Один за другим возникали такие шедевры, как «Весна. На пашне» и «Лето. Жатва» — поэтическое изображение крестьянского труда, «Утро помещицы» ( «Дети в поле», «Жнецы» ( и ряд этюдов, изображающих русских крестьян и крестьянок.
Картина «Спящий пастушок» занимает выдающееся место в этом цикле. Она принадлежит к числу самых поэтических созданий Венецианова. Художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира. Ни один из русских мастеров его времени не достигал такой проникновенности, такой острой правдивости и вместе с тем такой силы поэтического чувства в изображении детских образов и детских переживаний. Этим, однако, не исчерпывается содержание «Спящего пастушка». Здесь отчетливо и наглядно выступают все основные особенности художественного языка Венецианова, весь строй его образного мышления, все прогрессивные стороны его искусства, но вместе с тем и исторически объяснимая органичённость его реализма.
Как и в «Гумне», в «Спящем пастушке» нет никакого действия. Изображен крестьянский мальчик, уснувший в поле; он сидит на берегу узкой речки, прислонившись к стволу большой старой березы, а за ним на дальнем плане картины открывается типичный русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими елочками и бескрайними, до самого горизонта, полями. Но в этот несложный сюжет вложено глубокое эмоциональное содержание.
Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и человеку.
Главной темой картины является гармоничное слияние человека с природой, и Венецианов, несомненно, перекликается здесь с сентиментализмом конца XVIII столетия. Та же тема была поставлена, например, Боровиковским в портрете Лопухиной. Но достаточно сравнить венециановского «Пастушка» с работой Боровиковского, чтобы понять, в каком направлении шло развитие русского искусства в первой четверти XIX века и каких завоеваний уже добился реалистический метод.
В картине Венецианова полностью преодолена та условность в восприятии мира, которая еще в значительной мере сковывала портретную живопись Боровиковского. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной трогательной душевной чистоты. Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив — именно поза спящего мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.