1892г. Холст, масло. Размер: 72 x 102 см. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
У Николая Пимоненко есть еще картины, посвященные сватовству. Одна под названием «Сваты» написана маслом на холсте в начале 1890-х. Другая — акварель «Засватали» 1896 года. Обе находятся в частных коллекциях.
Талантливый живописец Николай Корнильевич Пимоненко увлеченно изображал украинскую культуру, ее обычаи, традиции и быт. Для каждого народа свадьба — это одна из значимых вех человеческой жизни. Подготовке к столь важному событию, и самому ритуалу придается огромное значение. Украинская свадьба, конечно, не исключение. Из глубины веков до наших дней дошли уникальные народные обычаи и поверья, тесно сплетенные с верой и культурой этого народа. Чтобы молодые вступили в счастливую, ничем не омраченную семейную жизнь, проводились и до сей поры проводятся самобытные ритуалы.
Свадьба в украинском стиле предписывает обязательное предварительное знакомство. В настоящее время этот обычай, к сожалению, основательно забыт, лишь в Закарпатье сохранился практически неизменным. А ведь смотрины и сватовство позволяют родственникам приглядеться друг к другу, оценить взрослым взглядом семьи и отношения молодых, возможно, дать совет или воспротивиться свадьбе, пока не поздно!
По старинному обычаю, влюбившись в девушку, хлопец уведомлял о том старших родственников. А те уже должны были отправиться с ответственной миссией к родителям суженой. Собиралась представительная делегация, состоящая из старших членов семьи мужского пола. Если не было отца – его заменяли дядья или деды. И всей дружной гурьбой, приодевшись в лучшие наряды, сваты направлялись в дом будущей невесты. Жених в дом не заходил, оставался под окнами. Хотя, его мог пригласить отец девушки, чтобы посмотреть на парня.
На картине «Сваты» запечатлен старинный украинский обряд — сватовство. Действо происходит в хате бедной вдовы. Немолодая крестьянка надеется, что «стерпится — слюбится», и распивает чарку со сватами богатого жениха. А дочь-невеста сидит в сторонке, явно не испытывая никакой радости от этого сговора. Николай Пимоненко изобразил ее с теплом и вниманием, сделав смысловым центром композиции.
Николай Корнильевич Пимоненко очень достоверно передает все краски, что делает полотно более реалистичным и верным с точки зрения передачи сюжета. Также стоит отметить и поразительную игру света, который проникает в помещение через два окна и озаряет собой все, таким образом, мастер актуально играет с тенью и бликами на некоторых поверхностях и людях. Точность прорисовки отдельных этнических деталей позволяет не только рассмотреть иконы, но даже увидеть узоры на одеждах и рушниках, которые висят поверх икон.
Заслуга художника — в точном изображении и узнаваемости сельского быта. Николай Пимоненко написал не конкретную семью, а некий тип украинского крестьянского хозяйства конца XIX века в Российской империи.