1855-1864г. Холст, масло. Размер: 54 × 39,5 см. Национальная галерея в Праге, Британская галерея Тейт, Лондон
40 лет в психиатрической клинике… за мольбертом: уникальный и трагичный пример в истории искусства. Работы Ричарда Дадда при его жизни восхищали лишь медперсонал психлечебницы, а в ХХ веке произвели настоящий фурор. «Мастерский замах сказочного дровосека» — полотно поистине легендарное, — воспел сам Фредди Меркьюри, называвший полотно своей любимейшей картиной.
.
«А, так с тобой была царица Мэб!
То повитуха фей. Она не больше
Агата, что у олдермена в перстне.
Она в упряжке из мельчайших мошек
Катается у спящих по носам.
В ее повозке спицы у колес
Из длинных сделаны паучьих лапок…»
Вдохновленный образом королевы Мэб, описанной Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Дадд в течение 9 лет писал в в лондонской психиатрической больнице Бедлам свою знаменитейшую работу «Мастерский замах сказочного дровосека».
Передний план этой картины небольшого формата занимает переплетение трав и цветов. За ним взору зрителя предстаёт мир странных сказочных персонажей, которые застыли в ожидании удара дровосека по лесному ореху. Дровосек молод, крепкого сложения, на нём коричневый камзол из сукна или кожи, на голове шапка, из-под которой выбиваются волнистые рыжеватые волосы. Он крепко стоит на каменистой почве и обеими руками сжимает занесённый вверх каменный топор. Орех представляет собой центр композиции. На нём сосредоточено внимание всех персонажей. Неизвестно, что находится внутри ореха, но кажется, будто бы, как только топор расколет его, спадёт какое-то заклятие и жизнь обитателей картины преобразится.
Эту картину показали в галерее Тейт в 1963 году. Тогда она была в рифму психоделическому духу времени. С тех пор ее популярность только растет, несмотря на то, что полотно родом из далекой викторианской эпохи. Впрочем, мода на «викторианство» — черта и нашего времени.