«В горнице древнерусского дома Московских времен», Аполлинарий Михайлович Васнецов

«В горнице древнерусского дома Московских времен», Аполлинарий Михайлович Васнецов 1908 г. Бумага, хромолитография. Изд. И. Кнебель. Размер: 66х87 см. Государственный исторический музей, Москва

1908 г. Бумага, хромолитография. Изд. И. Кнебель. Размер: 66х87 см. Государственный исторический музей, Москва
Критики говорят о работах младшего брата Виктора Михайловича Васнецова Аполлинария как о «редчайшем явлении в жизни русского искусства». Например, о картине «В горнице древнерусского дома Московских времен». На ней изображены обитатели женской половины богатого русского дома, стены которого, несмотря на явное богатство, не каменные: они сложены из брёвен.
Горница — верхние жилые покои традиционного русского дома, его женская половина, средоточие семейной жизни. В левой части картины изображена, похоже, мать хозяина этих хором. Старушка старается держаться поближе к печке. Она смотрит, как служанка катает на лошадке её внука. Второй внук, постарше, забившись в угол, пытается читать и писать, хотя при такой суете это и непросто.
В центре картины – девушка на выданье: при скудном свете витражных окошек она примеряет головные украшения. Сейчас у неё на голове кокошник, а мать предлагает ей примерить другой головной убор.
Через открытую дверь видна спальня. На постели горкой лежат подушки, стоят сундуки с вещами.
Положение женщины в обществе заметно различалось в зависимости от ее социального происхождения. Жизнь посадской женщины была более ограничена традиционными правилами, чем крестьянки. Стрельчихи и солдатки, часто годами остававшиеся без мужей и отцов, были относительно самостоятельны, тогда как жены и особенно дочери феодалов жили в своих дворах на положении затворниц, в гости отправлялись в закрытых возках и даже на больших придворных празднествах общались исключительно в своем, женском кругу.
Зависимое положение женщины заставляло высоко ценить ее честь. Смертью карались внебрачная связь женщины, насилие над ней. Если бесчестье сына каралось штрафом в половину штрафа отцовского, то оскорбление жены — вдвое, а дочери — вчетверо больше.
Сватовство совершалось заочно, но после договоренности о приданом невесту смотрела мать или сестра жениха. Этой-то «смотрелыцице» изображенную на картине невесту и представляли в наилучшем убранстве за родственным столом; «и та смотрелыцица с невестой переговаривает о всяких делах, изведывая ее разум и речь, и высматривает в лицо, и в очи, и в приметы… Если смотрелыцице невеста не полюбится, то она скажет жениху… что невеста глупа, или на лицо дурна, или в очи не добра, или хрома, или безъязычна, и жених от той невесты отстанет».
Если невеста нравилась (а для этого могли увечную подменить служилой девкой или вдовой, «красотою и речью исполненной и во всем здоровой», или низкорослую поставить на стул, чтобы «виделась доброродна» и т. п.), оформляли запись о сроке свадьбы и залогах.
Но жених, узнавший, что невеста «в девстве своем нечиста, или глуха, или нема, или увечна», мог отказаться от свадьбы, также и родители невесты могли отказать пьянице, игроку или уроду. Как обычно, несмотря на изобилие строгих правил, молодежь знала способы их обходить.
Горница

«В горнице древнерусского дома Московских времен», Аполлинарий Михайлович Васнецов 1908 г. Бумага, хромолитография. Изд. И. Кнебель. Размер: 66х87 см. Государственный исторический музей, Москва

«В горнице древнерусского дома Московских времен», Аполлинарий Михайлович Васнецов 1908 г. Бумага, хромолитография. Изд. И. Кнебель. Размер: 66х87 см. Государственный исторический музей, Москва

«В горнице древнерусского дома Московских времен», Аполлинарий Михайлович Васнецов 1908 г. Бумага, хромолитография. Изд. И. Кнебель. Размер: 66х87 см. Государственный исторический музей, Москва

«В горнице древнерусского дома Московских времен», Аполлинарий Михайлович Васнецов 1908 г. Бумага, хромолитография. Изд. И. Кнебель. Размер: 66х87 см. Государственный исторический музей, Москва

.

Ваш комментарий