Гюстав Курбе Спящие. 1866Гюстав Курбе Спящие. 1866
«Лень и похоть» — одно из названий произведения «Спящие», так же входу есть и третий вариант заголовка – «Две подруги».
Хотя что это за подруги, спящие обнаженными в столь откровенном объятии, сразу не ясно. И такими девушек в 19 веке захотел увидеть никто иной как турецкий дипломат и коллекционер Османской империи — Халила Паши. Он заказал у Курбе несколько провокационных сюжетов, естественно, не для широкой публики.
Курбе в 1860-е годы Фотограф Этьенн КаржаКурбе в 1860-е годы Фотограф Этьенн Каржа
Даже в ХХ веке работы долго оставались неизвестными, лишь в 1988 году «Спящих» увидели большой свет. На этом свету, кстати, тема однополой любви вспыхнула новыми красками.
Но глупо отрицать, что раньше этой темы никто не касался, даже в высоком искусстве. Курбе описывает страстные отношения, о чем свидетельствуют разорванное ожерелье, разбросанные украшения и общий хаос в композиции.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Курбе творил на заре реализма и считается одним из его основоположников. В картине «Спящие» ему удалось сохранить правдоподобные, неприукрашенные облики героинь, описать чувство запрещенного эротизма.
Сама по себе работа красива и даже безупречна. Но ее восприятие дается нелегко, особенно застенчивому зрителю. Ведь нужно преодолеть себя, преодолеть социальные противоречия, чтобы начать ее рассматривать.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Цветы, стекло, ткань – красота фактуры как-то расплывается, когда мы видим акцентные белые тела на глубоком темном фоне. Но сюжет, оказывается, не принадлежал ни самому Курбе ни Халилу Паши.
Картина была создана по мотивам стихотворения Шарля Бодлера «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)» вышедшего в 1857 году в сборнике «Цветы зла». А значит в первой половине 19 века эта тема застрагивалась и в смежных искусствах.
Фрагмент картиныФрагмент картины
В комментариях мы, как всегда, предлагаем вам поделиться мнением о стиле художника и атмосфере его работы, однако просим вас воздержать от не толерантных высказываний и тем, выходящих за рамки описания произведения изобразительного искусства.