Их прозвали «сиротами с «Титаника». Никто не знал, кто эти два маленьких мальчика. Старшему было три, младшему два и они не говорили на английском. Только на французском, и то трудно было разобрать их лепет. Отец передал детей сердобольной девушке в последней шлюпке, а сам остался на тонущем корабле. Газеты наперебой писали про ребят и публиковали фотографии мальчиков, надеясь, что удастся выяснить, кто же они.
Мишель и Эдмон Навратиль. Фото (общественное достояние).Мишель и Эдмон Навратиль. Фото (общественное достояние).
Жизнь интереснее любого романа и создает такие сюжеты, которые не придумать всем сценаристам мира. Малышей прозвали «Луи» и «Лола», однако эти имена были всего лишь догадкой. На самом деле их звали Мишель и Эдмон. Путешествовали они со своим отцом, 32-летним портным Михаем Навратилем. Словак родом, в 1902 году Михай перебрался в Ниццу, стал Мишелем и женился на итальянке Марчелле. Увы, в 1912 году дали трещину и брак, и портновский бизнес.
Мишель и Марчелла развелись, детей оставили матери. Отец уговорил бывшую супругу позволить мальчикам провести с ним Пасху и… увез с собой в Англию. Ему грозило банкротство, и Мишель решил, что стоит попытать удачи в Америке. Билеты на «Титаник» он купил на фамилию друга, так что на борт поднялись пассажиры второго класса Луи Хоффман и его сыновья Луи-младший (Мишель) и Лото (Эдмон).
Старший брат неплохо помнит путешествие (ему было уже почти четыре). Мальчику очень всё нравилось. Отец постоянно играл с сыновьями на палубе, и лишь разок отошел перекинуться в карты с другими пассажирами, попросив юную швейцарку присмотреть за детьми. Когда пришла беда, Михай сохранял спокойствие и не дал запаниковать братьям. Он тепло одел детей и передал их в шлюпку D, куда через оцепление матросов пускали только женщин и детей.
Шлюпка D. Фото сделано одним из пассажиров корабля, пришедшего на выручку. Шлюпка D. Фото сделано одним из пассажиров корабля, пришедшего на выручку.
Маленький Мишель запомнил, что последние слова отца были про Марчеллу. Мол, когда мать их найдет, передай, что я всегда любил её и был уверен, что семья воссоединится в Америке. Трогательно, но поступок его, как мне кажется, все равно не оправдывает, ведь женщина места себе не находила.
В шлюпке Мишель и Эдмон почти сразу заснули. Их взяла под опеку 24-летняя пассажирка первого класса, неплохо знавшая французский. Поскольку дети были маленькие, их не смогли опознать и прозвали «сиротами с «Титаника». К счастью, о детях написали газеты всего мира, и мама увидела новость. Билет в Америку Марчелле бесплатно выдала крупная судоходная компания. Так что у истории, можно сказать, счастливый конец.
О воссоединении семьи писали повсюду. О воссоединении семьи писали повсюду.
Семья вернулась во Францию. Эдмон выучился на строителя, но подорвал здоровье в годы Второй мировой и его не стало в 43. Старший же брат – Мишель – преподавал философию в университете и прожил до 92-х.