Первый раз я попала в этот храм больше десяти лет назад. Мы были проездом в Курганинске. Проездом после бессонной ночи на трассе. Всю дорогу я не могла успокоиться. Слезы текли сами по себе. В душе была пустота и отчаянье. Тогда был очень сложный период для всей нашей семьи.
В небольшом и зеленом Курганинске отовсюду в центре были видны золотые маковки храма. Я не могла их ни заметить, и решение пришло само. Оставив все дела, я пошла в храм, в надежде найти там успокоение и ответ на вопросы, мучающие меня.
Фото автора. Храм Вознесения Господня в Курганинске этой весной.Фото автора. Храм Вознесения Господня в Курганинске этой весной.
Открыла дверь и замерла. Утром рабочего дня храм оказался совершенно пустым. Все пространство храма было пронизано светом и воздухом. Серебристый нежный колорит росписей на стенах и куполах очаровывал. Сдержанно, нежно и выразительно были написаны все фрески. Интерьер храма был одновременно благородным и уютным.
Я много бывала в разных храмах нашей страны. Видела разные церкви: огромные, торжественные, знаменитые, богато украшенные, намоленные и новые, только что построенные и расписанные. Я воспринимала храмы не только как верующий человек, но, как и художник, которому близка и понятна иконопись.
Фото автора.Фото автора.
Храм Вознесения Господня в Курганинске очаровал меня, запал в душу. Запал своей удивительной атмосферой присутствия светлого и чистого. Запал удивительными росписями, сделанными учениками Васнецова, которые пронизаны русскими мотивами и настроением.
Этот храм был заложен в 1906 году архитектором А.П. Косякиным по инициативе и трудами станичного атамана Трофима Зинченко. Освящен он был в 1916 году в праздник Вознесения Господня Высокопреосвященным Агафодором архиепископ Ставропольским и Екатеринодарским и Викарием, преосвященным Михаилом епископом Александровским.
Фото автора. К сожалению росписи храма, которым больше 100 лет сильно потемнели и требуют реставрации, прежде всего очистки поверхностного слоя от многолетней пыли и копоти. Поэтому все мои фото темные и не могут передать красоту фресок, которые прекрасны даже без реставрации.Фото автора. К сожалению росписи храма, которым больше 100 лет сильно потемнели и требуют реставрации, прежде всего очистки поверхностного слоя от многолетней пыли и копоти. Поэтому все мои фото темные и не могут передать красоту фресок, которые прекрасны даже без реставрации.
Храм был построен на добровольные пожертвования жителей Курганной, тогда еще станицы. Каждый двор участвовал в строительстве храма, выделяя подводы, рабочую силу и куриные яйца для раствора. Все строительные материалы возили из Армавира.
Сам проект храма был сделан главным архитектором Кубанской области А.П. Косякина. Непосредственно стройкой руководил Лавриненко Григорий Степанович — московский зодчий. Роспись храма выполняли выдающиеся живописцы, закончившие Киевское художественное училище, последователи и ученики Виктора Васнецова.
Фото автора. Фрагмент декоративных узоров на стенах храма. Васнецовский стиль даже здесь.Фото автора. Фрагмент декоративных узоров на стенах храма. Васнецовский стиль даже здесь.
Васнецов был мастером исторической и фольклорной живописи. Он создал свой неповторимый «неорусский стиль», где талантливо соединил вместе традиции исторического жанра, народный фольклор, романтические тенденции и каноны церковной живописи.
Сам Виктор Васнецов родился в семье священника и учился в духовном училище, в семинарии. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды и притчи. Уже потом он закончил Академию художеств, став живописцем.
Фото автора. Старожилы рассказывают, что храм внутри был весь небесно голубого цвета. Теперь росписи воспринимаются серовато перламутровыми. Фото автора. Старожилы рассказывают, что храм внутри был весь небесно голубого цвета. Теперь росписи воспринимаются серовато перламутровыми.
Виктор Васнецов считал, что в любом произведении искусства проявляется целый облик народа, его внутренний и внешний мир, его прошлое и настоящее.
В 1885 году художника пригласили расписывать недавно построенный в Киеве Владимирский собор. Этой работе он посвятил 11 лет, считая ее главной в своей жизни. Именно тогда у художника появились ученики, которые потом расписали храм в Курганинске.
Этот стиль Васнецова угадывается здесь во всем: в орнаментах, композициях, в характере оформления стен, в образах святых и манере письма. Многие фрагменты росписи имеют сходство с живописью Свято — Владимировского собора в городе Киеве.
Храм, открытый в 1916 году смог все пережить: революционный угар борьбы с религией, Великую отечественную войну. Он закрывался, был зернохранилищем, его чудом не взорвали. После войны храм был восстановлен и в нем возобновились богослужения.
Сейчас храм Вознесения Господня в Курганинске признан объектом культурного наследия Кубани и охраняется государством.
Это все я узнала позже, а тогда почти десять лет назад я переступила порог храма и поняла, что нашла свой остров спасения, место красоты и духовной силы. Я нашла, что искала в тот сложный день, и получила то, о чем просила у скромной иконы в углу храма.
Теперь я при первой возможности возвращаюсь сюда, полюбоваться удивительными шедеврами росписями храма и испытать чувство восторга перед тем, что нам неведомо.
Тем, кто окажется в Курганинске, небольшом городке в Краснодарском крае я настоятельно советую посетить удивительное место – храм Вознесения Господня. Этот храм драгоценная жемчужина всей Кубани.