«Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров»

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров"

Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров; у них бездонные глаза, они посвящены во многое, о чем не догадываются, о чем уже забыли, если когда-то знали, обыкновенные зрители, стоящие перед картиной".

Это слова ФИЛИППА ОТТО РУНГЕ, который вслед за Якобом Беме утверждал, что природа есть "рукопись Бога", а дети — души цветов и растений.

Филипп Отто Рунге — художник, о котором у нас, в России, знают единицы, да и те немногие относятся к специалистам по немецкому искусству. От чего такая несправедливость я не знаю. Возможно потому, что ко всему немецкому у нас традиционно относятся с подозрением, если не сказать грубее.

А, между тем, именно Филипп Отто Рунге стал ПЕРВЫМ ХУДОЖНИКОМ, ВОПЛОТИВШИМ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ НОВОЕ (на тот момент) РОМАНТИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ (Каспар Давид Фридрих сделает это чуточку позднее; и да романтизм зародился не во Франции — его родина Германия, Франция — это расцвет и феерия романтизма).

Рунге родился на севере Германии в небольшом городе Вольгасте. Он был 9-м ребенком в патриархальной, глубоко религиозной семье купца, владельца судовой верфи. Еще с детства, благодаря своему учителю — поэту и теологу Козегартену (позже у него учился и Фридрих) — Рунге приобщился к важнейшим литературным и культурным тенденциям эпохи, а именно к философским идеям Гердера, к поэзии "Бури и натиска" и Оссиана.

Позже, осознав, что торговля — не его конек, он отправился учиться в Копенгагенскую Академию, но классицизм и примат рисунка его не сильно вдохновляли. Окончив обучение Рунге обосновался в Дрездене, а там, недалеко от Дрездена, располагалась Йена, где сформировался кружок прогрессивных молодых романтиков (Новалис, Тик, Вакенродер, братья Шлегели). С ними то и сближается Рунге и под их влиянием отказывается от рационализма и подражания античным образцам, утверждая приоритет чувства в художественном творчестве и невозможность повторения уже готовых решений (то, чем по сути классицизм и занимался).

"ИСТОЧНИК ИСКУССТВА — НАША ДУША" (Рунге).

Что сформулировали Йенцы? Прогрессивную идеологию — ИДЕОЛОГИЮ СТРЕМЛЕНИЯ К ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ.

Именно на рубеже XVIII-XIX веков Германия переживает подлинное религиозное возрождение. "Христианство и Европа" Новалиса и "Речи о религии" Шлейермахера направлены против рационализма и неверия, и утверждают ИДЕЮ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ МИРА — основополагающая мысль для всего немецкого романтизма, в особенности для раннего. Здесь и натурфилософские концепции природы (когда посредством природы изображается Творец), и пантеистические представления о мире (единство Бога и природы).

"Только та религия истинна, которая открывается нам в камне и в сплетении мхов…" (Шеллинг)

Именно поэтому природа есть "рукопись Бога", а дети — души цветов и растений.

"Искусство раскрывает нам сокровища человеческой души" (Вакенродер) / "Искусство — это наша молитва" (Каспар Давид Фридрих) / "Иероглифом, божественным символом должна быть каждая подлинная картина" (Шлегель).

Поэтому все, что связано с ранним немецким романтизмом будет жутко интересное и невозможно многослойное. Глядите: "Портрет детей Хюльзенбек" (1805). Здесь Рунге изобразил троих детей своего друга в саду его загородного дома близ Гамбурга (он там, на горизонте виднеется, если приглядеться).

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров"

Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.

Почему именно сад? Потому что ДЕТСКИЙ МИР — это ЦВЕТУЩИЙ САД. Старшие дети везут по дорожке коляску с младшим ребенком, который смотрит на нас пристальным, совсем недетским взглядом. Пониженная точка зрения придает фигурам монументальность — перед нами маленькие гиганты. Столь же громаден и подсолнух, почти касающийся верхнего края холста. Помните? Дети — это души цветов и растений.

Поэтому дети всегда у Рунге будут изображаться рядом с цветами — сопоставление цветов и детей (детство, как и цветение — прекрасно, но быстротечно) есть символ чистоты и невинности, служит олицетворением естественной полноты жизни.

И сразу становится ясен философский смысл, виднеющегося вдали, Гамбурга — детский мир противопоставляется взрослому миру.

Дорога, по которой идут эти трое — их жизненный путь. Старшая девочка остановилась у ее поворота и обернулась назад, на младшего — она прощается с детством.

Или вот "Портрет родителей" (1806) — дань почитания и любви художника к своим родителям и, одновременно, выражение неотвратимости жизненного пути во времени, естественной смене поколений.

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров"

Филипп Отто Рунге "Портрет родителей", 1806. Гамбург, Кунстхалле. Филипп Отто Рунге "Портрет родителей", 1806. Гамбург, Кунстхалле.

И, внимание, дети вновь аккурат рядом с цветами — их мир излучает неомраченную и естественную полноту жизни, он все еще ограничен и защищен взрослыми.

Старики — это гаранты детской безопасности (и всегда свидетельство мудрости).

Они вышли на дорогу — аллегория жизненного пути, но их путь ограничен, закрыт, стеной дома, тогда как детям открыт целый мир — гавань, виднеющаяся вдали.

А теперь нежданчик бонусом. Как вы думаете, кто практически напрямую цитировал Рунге много лет спустя? ОТТО ДИКС. Дадада!

Для сравнения вот вам "Нелли с игрушкой" (1924) Дикса и его же "Маму и Еву" (1935; т.е бабушку с внучкой).

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров"

Детство Нелли в самом разгаре — ее "обнимают" цветы. Тот самый цветущий сад, который есть детский мир.

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров"

Отто Дикс "Нелли с игрушкой". 1924. Отто Дикс "Нелли с игрушкой". 1924.

Не менее эффектно подчеркнул Дикс и мудрость своей матери — ее морщинистая кожа перекликается с корой векового дерева. Женщина статична и никуда не стремится (потому что это закат жизни), тогда как Ева рвется в мир за пределами холста (восход жизни).

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров"

Отто Дикс "Мама и Ева", 1935.Отто Дикс "Мама и Ева", 1935.

Гладкая румяная кожа девочки и, отмеченная временем, кожа бабушаи — два разных мира (взгляд героинь также направлен в разные стороны; и при этом старость здесь также выступает гарантом детской безопасности; забора нет, потому что Ева уже подросла и еще несколько шагов и она ворвется во взрослый, полный драм и сложностей мир; поэтому здесь нет сада — только цветок, аккурат, как и у Рунге в портрете детей — только подсолнух).

Но Дикс был бы не Диксом, поэтому есть здесь и ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ — мать художника удручена, ибо портрет написан в 1935 году, когда нацистские гонения все сильнее обретали свои обороты. А Нелли совсем не двусмысленно держит ярко алый цветок — именно в 1924 году нацистские идеи начинают активно витать в воздухе (в 1923 году состоялся знаменитый "Пивной путч" в одном из баров Мюнхена, когда Гитлер и генерал Людендорф попытались захватить власть в стране). Алый цвет — это предчувствие беды.

А Филипп Отто Рунге, к несчастью, ушел из жизни слишком рано, в 33 года (туберкулез). Но успел опубликовать свой трактат о цвете — исследование, которое он вел параллельно с Гете (последний высоко оценил работу Рунге и подчеркнул независимость его исканий). Главная идея — символическое значение цвета (привет Кандинский и Клее).

источник

Ваш комментарий