Амедео Модильяни "Портрет Лунии Чеховской в профиль", 1919. Частная коллекция.Амедео Модильяни "Портрет Лунии Чеховской в профиль", 1919. Частная коллекция.
Существуют горячо любимые мной Эль Греко, Каспар Давид Фридрих, Отто Дикс. Не менее близкие мне Грюневальд, Гоген, Сутин. И существует МОДИЛЬЯНИ — он не лучше и не хуже других, просто есть эти глаза, которых нет.
И есть эта тяжеловесная архаическая архитектоника, как звук тубы. И поэтика кубизма. И колдовская игра живописной фактуры, особенно экспрессивная внутри упрощенной формы и обостренная почти гравюрными черными линиями.
В сети вы найдете килотонны информации, что его творчество есть экспрессионизм. Но ЭТО НЕ ТАК. И он НЕ КУБИСТ. Модильяни — это Модильяни.
Он безусловно близок к экспрессионизму по эмоциональному пространству, именуемом боль.
Он также близок и к кубизму, ибо топором рубит объемы, словно высекает их из камня (драма человека, которому не удалось стать скульптором).
Но в искусствоведении не существует такого термина, как "экспрессионистический кубизм", поэтому здесь снова прозвучат слова, которые характеризуют Мане, Дега, Энсора, Сутина, Шагала, Петрова-Водкина — Модильяни был обособленной фигурой и не вписывался в рамки какого-то одного направления.
Время создания его лучших работ — вторая половина 1910-х годов (он прожил совсем короткую жизнь — сгинул, став жертвой тяжелого недуга, туберкулезный менингит, и пагубных пристрастий, в возрасте 35 лет в 1920 году).
Европа переживала тогда большие потрясения — мир трясло в лихорадке войны. Искусство спешило. На глазах у Модильяни в Париже оно прошло путь от позднего импрессионизма, Сезанна и Гогена, через "диких" и кубистов — к дадаизму.
Модильяни не примкнул ни к одному из этих направлений. Не стал он и кубистом, хотя дружил с Аполлинером, проводя долгие часы в знаменитом кафе "Ротонда" рядом с Пикассо и Леже.
Не стал футуристом, хотя его соотечественник Северини (будущий представитель футуризма) прибыл в Париж в том же году, что и Модильяни.
Он испытал влияние Сезанна, находился под большим впечатлением от Бранкуси.
А еще он очень тяготел к Возрождению, к Боттичелли, к флорентийским мастерам конца XV века (один из самых знаменитых портретов Модильяни — Лунии Чеховской — так сильно напоминает женский портрет Боттичелли из галереи Питти).
Амедео Модильяни "Портрет Лунии Чеховской в профиль", 1919. Частная коллекция. Фрагмент.Амедео Модильяни "Портрет Лунии Чеховской в профиль", 1919. Частная коллекция. Фрагмент.
Модильяни вообще очень любил и понимал Боттичелли. А еще любил и понимал линию, как понимал ее именно Боттичелли, извлекая из нее, из линии, самоценную красоту и одновременно чувство боли.
МодильяниМодильяни
Его называли Моди, что с французского переводится как проклятый. Но едва ли он был проклят, скорее он всегда был очень на разрыв и во всем слишком — слишком нищий, слишком пьяный, слишком скандальный, слишком распутный. Слишком архаичный (для общего стремления к новизне), слишком непонятный (для консерваторов и традиционалистов).
Красивый и изысканный до невозможности, он был абсолютно не приспособлен к жизни. Зато его искусство, такое пластически грубое и элегантное, оказалось очень даже жизнестойким, хоть и оставляет такое же горькое послевкусие, как и судьба самого художника.
И, конечно, признание пришло к нему только после смерти (ну тут все по законам жанра). Точнее, он стал знаменитым через год после кончины и до сих пор (работы художника являются одними из самых дорогих на нынешнем арт-рынке, и, вследствие этого, Модильяни является одним из наиболее часто подделываемых художников XX века).
Вначале все было очень даже пристойно. Он жил в дорогом отеле, ходил по музеям, перезнакомился с художественным бомондом того времени (итальянец, прибывший в Париж). А потом, съехав в дешевую квартиру, пустился во все тяжкие.
Сперва он пил, чтобы преодолеть свою застенчивость. Позже — чтобы скрасить разочарование (многие из тех, с кем вместе они скитались по дешевым ночлежкам, стали богатыми и знаменитыми, он же оставался в изоляции и со всей присущей ему страстью неистово жаждал признания, которого не было).
Потом он уже пил, потому что не умел иначе.
Часто Модильяни приходилось расплачиваться своими работами за еду и выпивку, и трактирщики при этом считали, что кормят его даром, потому что кому эти странные рисунки и картины вообще нужны.
А его единственная прижизненная персональная выставка, устроенная Леопольдом Зборовским в галерее Берты в декабре 1917 года, продлилась всего ДВА ЧАСА — полиция потребовала снять картины, ибо они были верх непристойности (именно Зборовский, коллекционер, немало сделавший для того, чтобы мир узнал о Моди, заказал у художника эти работы).
Амедео Модильяни "Портрет Леопольда Зборовского", 1918. Частная коллекция, Париж.Амедео Модильяни "Портрет Леопольда Зборовского", 1918. Частная коллекция, Париж.
Ну и женщины. Они сходили от него с ума. Кажется, каждая натурщица узнала теплоту его губ. Но о них, с вашего позволения, говорить я не буду, про это и так информации в интернете выше крыши.
Модильяни не писал модные в то время натюрморты и пейзажи (первых в творческом наследие мастера нет совсем, вторых я насчитала 4 штуки, покажу их в сторис). Его наследие — это серия замечательных "ню" и портреты, в которых люди погружены в тихое инобытие непреходящей грусти.
И в них, в этих портретах, есть ВСЕГДА сам Модильяни (со своей поэтической душой, мягкой жалостью к людям и неуверенностью в завтрашнем дне).
И ВСЕГДА есть не только он сам, но и ОНИ — характеры тех, кого он изображал, такие пленительные и точные (редко, кто достигал такого в ХХ веке).
Покатые силуэты плеч (только в портрете Кокто 1917 года они торчат вверх колючими углами), вытянутые ассиметричные контуры лиц, удлиненные шеи, длинные носы (привет африканская пластика), синхронный ритм цвета и линии — все это есть Модильяни и все это есть уникальный характер его героев.
Амедео Модильяни "Мужчина с трубкой (Нотариус из Ниццы)", 1918. Частная коллекция.
Амедео Модильяни "Материнство (Цветочница с ребенком)", 1919. Музей современного искусства метрополии Лилля, Вильнев-д’Аск.
Амедео Модильяни "Мадам Зборовская со сложенными руками", 1917. Частная коллекция.
Амедео Модильяни "Сидящая обнаженная", 1916. Институт искусства Курто, Лондон.
Амедео Модильяни "Невеста и жених", 1916. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Амедео Модильяни "Девушка в сорочке", 1919. Галерея Альбертина, Вена.Амедео Модильяни "Мужчина с трубкой (Нотариус из Ниццы)", 1918. Частная коллекция.
Амедео Модильяни "Материнство (Цветочница с ребенком)", 1919. Музей современного искусства метрополии Лилля, Вильнев-д’Аск.
Амедео Модильяни "Мадам Зборовская со сложенными руками", 1917. Частная коллекция.
Амедео Модильяни "Сидящая обнаженная", 1916. Институт искусства Курто, Лондон.
Амедео Модильяни "Невеста и жених", 1916. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Амедео Модильяни "Девушка в сорочке", 1919. Галерея Альбертина, Вена.
И, конечно, глаза. Пустые глазницы тоже РОДОМ ИЗ СКУЛЬПТУРЫ.
Существует немало красивых интерпретаций этих таинственных глаз. Например, что герои его полотен смотрят внутрь себя или что его портреты похожи на античные статуи, которые в свое время были раскрашены, но сейчас предстают перед нами белыми и безглазыми.
Сценаристы фильма "Модильяни" предположили, что глаза он нарисует только тогда, когда узнает душу человека (фраза, звучащая из уст самого художника).
Третьи убеждены, что глазницы на его полотнах не пустые, а заполнены небесной голубизной — символом бесконечности души.
Другие же предполагают, что Моди хотел отвлечь внимание зрителя от глаз, и показать, что не только они могут быть зеркалом души.
А вот моя версия, которая скорее дополняет все остальные и абсолютно их не исключает — мир ослеп. Все-таки время такое было, лихорадочное.
И вот сидит перед нами "Мария, дочь народа" (1918). И девочка эта смотрит на нас в упор. И она нас видит, в этом нет никакого сомнения.
Амедео Модильяни "Мария, дочь народа", 1918. Базельский художественный музей, Базель.Амедео Модильяни "Мария, дочь народа", 1918. Базельский художественный музей, Базель.
Слепая как Ванга и как Ванга зрячая, все знающая наперед.
И по телу бегут мурашки.
Амедео Модильяни "Мария, дочь народа", 1918. Базельский художественный музей, Базель.Амедео Модильяни "Мария, дочь народа", 1918. Базельский художественный музей, Базель.