Комар и Меламид "Ленин ловит такси в Нью-Йорке". Из серии "Ностальгический соцреализм", 1993.Комар и Меламид "Ленин ловит такси в Нью-Йорке". Из серии "Ностальгический соцреализм", 1993.
Они — авторы очень смешного искусства. И в этом, думается, кроется обаяние их работ. Дуэт появился на свет в начале 1960-х в Строгановском училище, где обучались оба художника. Это был закат Оттепели — позволялось чуточку больше.
Это поп-арт а ля рус.
И это — КОМАР и МЕЛАМИД.
Комар и МеламидКомар и Меламид
Представьте себе 1967 год — 50-летие советской власти: улицы пестрят лозунгами и флагами, а еще этим настойчивым, назойливым красным (именно с этого года в СССР началась юбилейная эпопея)…
И вот уже 1972 год — 50-летие пионерской организации. Тогда казалось, что революционный красный останется на улицах города навсегда (если бы вместо лозунгов гнали, например, самогон — советский люд пропал бы как нация 😂).
Именно в 1972 году Комар и Меламид придумали СОЦ-АРТ (не путать с социалистическим реализмом). Придумали они его пока делали плакаты для пионерского лагеря — выполняли гос.заказ. 😂
Комар и Меламид "Двойной автопортрет в образе пионеров", 1982.Комар и Меламид "Двойной автопортрет в образе пионеров", 1982.
Брендированные банки концентрированного супа или газировки, как Энди Уорхол, они, конечно, не изображали. Виталий Комар точно сказал по этому поводу: "В обществе тотального дефицита поп-арта быть не может".
ОТ ПОП-АРТА художники взяли главный принцип — эксплуатацию общедоступных образов массовой культуры. Иначе говоря — КУЛЬТУРНЫЙ МЕЙНСТРИМ.
На выходе получилась занятная смесь главенствующего тогда в СССР официального стиля социалистического реализма и идеи американского поп-арта.
Переизбыток рекламы в свое время показал Энди Уорхолу, что никакой реальности нет, а есть только реклама супа (хотя его суп не так прост: среди вкусовых разнообразий банок кембел имеется и яд — маркер, доступный лишь внимательному зрителю, который не будет лениться прочитать название всех банок. Так что легкое искусство поп-арта в реальности не так легкомысленно, как может показаться на первый взгляд).
Комар с Меламидом действовали приблизительно в той же парадигме, что и Уорхол: УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО НИЧЕГО СОВЕТСКОГО, КРОМЕ СИМВОЛОВ, В СССР НЕ ОСТАЛОСЬ.
Комар и Меламид "Происхождение социалистического реализма". Из серии "Ностальгический соцреализм", 1983.Комар и Меламид "Происхождение социалистического реализма". Из серии "Ностальгический соцреализм", 1983.
Комар и Меламид "Ялтинская конференция". Из серии "Ностальгический соцреализм", 1982.Комар и Меламид "Ялтинская конференция". Из серии "Ностальгический соцреализм", 1982.
Но, если поп-арт возник как реакция на перепроизводство товаров (от сюда и комиксовский художественный язык), то соц-арт — как РЕАКЦИЯ НА ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО ПРОПАГАНДЫ (визуальный алфавит ГЛЯНЦЕВОГО КИТЧА или, если хотите, такой китч китча).
Дело в том, что искусство 1970-х годов — это примерно Бойс, который никогда не смеялся. Он рассказывал мрачные истории и неизменно всегда его спутником был мертвый заяц. Комар и Меламид в этом смысле исключение, которое породило новую норму: после Комар-Меламида только идиоты или маргиналы вроде Шилова не смеются.
Так ЧТО же такое соц-арт?
СОЦ-АРТ — ЭТО ШКОЛА НЕПОСЛУШАНИЯ. В застойные 1970ые в Москве художники опасно дразнили советскую власть — в своих перформансах изображали Ленина и Сталина, делали "Биточки пресные" из газеты "Правда" (дабы вкушать "духовную пищу"), стали инициаторами легендарной Бульдозерной выставки (если вы о ней не знаете, но очень хотите узнать — только маякните😉).
Они выдумали художника "Комара и Меламида", который со всем рвением выполнял гос.заказы — арт-стратегия, ставшая прямой предшественницей постмодернизма, с его травестийной и пародийной природой.
Именно поэтому сегодня они называют Энди Уорхола полным идиотом, а абстракции Герхарда Рихтера (одного из самых дорогих в мире ныне живущих художников) сравнивают с тем, что рисуют животные, которым дали в лапы кисть.
И друг с другом не разговаривают (в 2003 году дуэт распался, художники стали действовать по одиночке; а перед этим успели купить душу Энди Уорхола, но получили письмо теолога, что сделка незаконна: человек не может продать то, что ему не принадлежит. Это была пародия на мир искусства, где художник вкладывает душу в произведение, а дилер его продает).